|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
3. Республика Беларусь
Конституция Республики Беларусь, принятая 24 ноября 1996 года, предусматривает воз-можность предоставления альтернативной службы. Согласно ст.57 Конституции РБ основания и усло-вия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом. Однако, соответствующий Закон, регламентирующий порядок, основания и условия замены военной службы на альтернативную службу, до сих пор не принят.
В статьи 31 Конституции РБ закреплено, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую ре-лигию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. В статье 33 Конституции указывается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеж-дений и отказу от них.
Ситуация в чём-то напоминает российскую, однако беларусская Конституция, в от-личие от российской, не предусматривает основания предоставления альтернативной службы, полно-стью отсылая к специальному закону, которого нет.
Согласно статьи 5 Закона РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организа-циях» от 17 декабря 1992 г. N 2054-ХII ( с последующими изменениями и дополнениями) никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей. Далее указывается, что в случаях, предусмотренных законодательными актами Респуб-лики Беларусь, допускается замена исполнения одной гражданской обязанности на другую.
Еще больше свобода совести ограничивается в Конституция РБ. В статье 16 Консти-туции прямо запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, кото-рая препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязан-ностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Таким образом, развивая положение данной статьи можно прийти к выводу, что под запрет попадают все религиозные организации, которые потенциально могут отрицательно относиться к военной службе. По крайней мере, при отсутствии специального закона об альтернативной службе, право на отказ от военной службы по религиозным основаниям и деятельность таких религиозных ор-ганизаций весьма проблематична, что и подтверждает текущая практика. Отсутствие специального за-конодательства об альтернативной службе в Беларуси ведет к тому, что лица, заявляющие о сознатель-ном отказе от военной службы по убеждениям или вероисповеданию, подвергаются принудительному помещению в воинские части либо уголовному преследованию. Согласно статистическим данным Бе-лорусской Лиги по борьбе за права человека, во время весеннего призыва 1995 года 30 % призывников отказались идти в армию.
Так, Ботвин А.Ю. из г. Волковысск Гродненской области, являясь членом религиоз-ной группы Свидетелей Иеговы, неоднократно заявлял об отказе прохождения альтернативной службы по религиозным убеждениям. Несмотря на это, Ботвин был принудительно доставлен в воинскую часть №32213, относящуюся к железнодорожным войскам. Жалобы Ботвина на неправомерные действия при-зывной комиссии были оставлены без удовлетворения со ссылкой на отсутствие в республике Беларусь законодательства, регулирующего прохождение альтернативной службы.
Приведем еще один пример. 23 февраля 2000г. Речицкий городской суд приговорил Валентина Гулая (21 год), отказывающегося от службы в армии из-за своего вероисповедания, к 1,5 годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду по статье 77 части 2 Уголовно-го Кодекса РБ «Уклонение от очередного призыва на военную службу». В. Гулай являлся членом рели-гиозной общины Свидетели Иеговы. Отказываясь от срочной службы, он просил военкомат предоста-вить ему возможность пройти альтернативную службу, но безрезультатно.
По нашему мнению, в Беларуси нет объективных препятствий для столь долгого за-тягивания процесса принятия соответствующего законодательства. В 1997 году впервые за время суще-ствования национальных вооруженных сил Беларуси удалось добиться их 100-процентного укомплек-тования солдатами и сержантами срочной службы. В 1995 году правительство Беларуси предложило ввести альтернативную службу также для тех, кто признан непригодным для воинской службы по ме-дицинским основаниям, а также для раннее судимых лиц, чтобы не предоставлять последним доступа к оружию.
Кроме того, согласно ст. 18 Конституции РФ Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным.
В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конститу-ционной законности в Республике Беларусь в 1998 году», принятом 28 января 1999 года Конституцион-ный Суд отмечал, что «..процесс принятия ряда основополагающих законов затянулся. До сих пор не приняты законы, напрямую вытекающие из Конституции (о праве на свободу передвижения и выбор места жительства, об альтернативной воинской службе, о чрезвычайном и военном положении и др.)…»
В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конститу-ционной законности в Республике Беларусь в 1999 году», принятом 31 января 2000 года и адресованном Президенту Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Бела-русь Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь сообщается, что более полной защите конституционных прав граждан должно способствовать своевременное обновление действую-щего законодательства, обусловленное потребностями общественного развития; принятие законов, не-обходимость которых прямо закреплена или вытекает из содержания Конституции ( в том числе, об альтернативной воинской службе и др.).
Несмотря на отсутствие специального закона об альтернативной службе, действую-щий закон Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» содержит некоторые упоминания об альтернативной службе.
В соответствии со статьей 1 Закона всеобщая воинская обязанность предусматривает подготовку граждан к военной службе, прием допризывников на воинский учет, призыв на военную или альтернативную службу, прохождение военной или альтернативной службы, службу в запасе, вы-полнение правил воинского учета. Юноши, достигшие призывного возраста, подлежат призыву на во-енную (альтернативную) службу. Порядок прохождения альтернативной службы определяется законо-дательством. Таким образом, можно сделать вывод, что альтернативная служба в Беларуси полностью включается в понятие воинской обязанности. Об этом свидетельствует и употребление термина «аль-тернативная воинская служба» Конституционным судом РБ в своих ежегодных посланиях.
Исходя из статьи 13 Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» районные (городские) призывные комиссии помимо решения вопросов, связанных с направлением гра-ждан на военную службу в таком же порядке решают вопрос и о призыве граждан на альтернативную службу, предоставление отсрочки от альтернативной службы, годности (или временной негодности) к альтернативной службе, негодности к альтернативной службе. Однако отсутствие в Беларуси закона, регулирующего основания предоставления и порядок прохождения альтернативной службы делает не-возможным реализацию положений об альтернативной службе, содержащихся в других нормативных актах.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|