|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
15. Эстонская Республика
Право на альтернативную службу в Эстонской республике находит свое претворение в жизнь только сейчас, несмотря на то, что такое право было закреплено в Конституции Эстонской рес-публики, принятой на референдуме 28 июня 1992 года. Таким образом, законодательство Эстонии об альтернативной службе находится в процессе становления. Основные условия предоставления и про-хождения альтернативной службы известны уже сейчас, т.к. 14 марта 2000 года был принят Закон «О военной службе», который регулирует вопросы прохождения как военной, так и альтернативной служ-бы. Постановлением Правительства № 241 от 25 июля 2000 года установлены сроки прохождения службы: воинская от 8 до 11 месяцев; альтернативная – 16 месяцев. Постановление вступило в силу 1 августа 2000 года.
Следует сразу же отметить, что закон пошел по пути унификации правового поло-жения военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу. В частности, установлен единый орган, принимающий решение о призыве на военную и альтернативную службу, одинаковые условия назначения на должности и освобождение от должностей, а также пребывание в запасе. Статья 77 Зако-на устанавливает, что исполнение обязанности прохождения альтернативной службы производится на условиях и в порядке, установленном для исполнения обязанности прохождения срочной службы. За-коном «О военной службе» устанавливаются определенные различия в специальном подразделе Закона, посвященном альтернативной службе. В основном, это касается особенностей статуса альтернативно-служащего, гарантирующих свободу совести. Предусмотрено, что лиц, проходящих альтернативную службу, не разрешается принуждать против их воли обращаться с оружием или иными средствами ве-дения войны, обучаться обращению с ними или участвовать в уходе за ними, а также обращаться с иными средствами и веществами, предназначенными для уничтожения людей или нанесения им уве-чий.
Об альтернативной службе также упоминается в главе 10 Конституции ЭР, «Госу-дарственная оборона». Согласно ст. 124 Конституции ЭР «граждане Эстонии обязаны участвовать в обороне государства на основаниях и в порядке, установленном законом. Лицо, которое по религиоз-ным или нравственным соображениям отказывается от службы в Силах обороны, обязано в установ-ленном законом порядке пройти альтернативную службу». В части 3 данной статьи специально огова-ривается, что если законом в интересах специфики службы не установлено иначе, то лица, находящиеся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, пользуются всеми конституционными права-ми, свободами и обязанностями.
В соответствии со статьей 41 Конституции ЭР «каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их». Согласно части 3 данной ста-тьи «никто не может быть привлечен к юридической ответственности за свои убеждения». Интерес представляет и статья 42 Конституции ЭР, в которой специально оговаривается, что государственные учреждения, местные самоуправления и их должностные лица не вправе против воли гражданина Эсто-нии ни собирать, ни хранить сведения о его убеждениях. Согласно статьи 29 Конституции Эстонской республики «никто против его воли не может быть принужден работать или служить, за исключением службы в Силах обороны или альтернативной ей службы, работы по пресечению распространения ин-фекционных болезней, в случае стихийных бедствий и катастроф, а также работы, которую на основе закона и в установленном им порядке обязаны выполнять осужденные».
Эстонская республика пошла по пути включения основных положений, регулирую-щих порядок прохождения альтернативной службы в закон «О военной службе», хотя предполагается принятие отдельного закона. На альтернативную службу призываются граждане, отказавшиеся от про-хождения военной службы по религиозным или этическим мотивам. Причем, употребляется термин именно «мотивы», а не «убеждения». Такое решение о замене срочной службы на альтернативную при-нимает заведующий отделом обороны. При этом именно на заведующего, а не на призывника возлага-ются основные обязанности по сбору информации о лице, заявляющем о прохождении альтернативной службы.
Нам представляется не очень удачной модель альтернативной службы, описанная в указанном законе, в первую очередь это касается почти полного совпадения статуса военнослужащего и лица, проходящего альтернативную службу. В данном случае неизбежны ситуации, когда требования военных уставов и убеждения призывника не совпадают. А какие-либо эффективные гарантии защиты интересов альтернативнослужащего законом не предусмотрены. Запрет возложения на альтернативно-служащих обязанностей, связанных с применением насилия, еще не обеспечивает в полной мере со-блюдение интересов таких лиц.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|