|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
14. Украина
Законодательством Украины предусматривается право на замену всеобщей воинской обя-занности альтернативной (невоенной) службой. Согласно ст. 34 Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года, каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение сво-их взглядов и убеждений.
Отличительной чертой правового регулирования альтернативной службы на Украи-не является то, что такое право напрямую связано со свободой совести, в узком смысле слова, т.е. в свя-зи с религиозным вероисповеданием. В отличии от Конституций других республик, в которых право на альтернативную службу закрепляется в статье о защите Родины, Украинская Конституция говорит об альтернативной службе в 35 статье, посвященной праву на свободу мировоззрения и вероисповедания.
Основания предоставления альтернативной службы. Согласно части 4 статьи 35 Конституции Украины в случае, если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (нево-енной) службой.
Указание только на религиозные убеждения ещё более ограничивается в Законе Ук-раины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 года, в редакции законов от 18 февраля 1999 года и 6 апреля 2000 года.
Право на альтернативную (невоенную) службу имеют граждане при наличии глубо-ких религиозных убеждений, принадлежащие к действующим религиозным организациям, вероучения которых запрещают пользоваться оружием и служить в армии.
Существует также дополнительное ограничение, которое заключается в том, что указанные правила распространяются на те религиозные организации, которые внесены в соответст-вующий Перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний день в перечень внесено 10 религиозных организаций. Это Адвентисты-реформисты, Адвентисты Седьмого дня, Еван-гельские христиане, Евангельские христиане-баптисты, Покутники (Покаянники), Свидетели Иеговы, последователи Харизматической христианской церкви, Христиане Веры Евангельской, Христиане Евангельской Веры (последние два – отдельные течения) . С 1999 года к этим религиозным конфесси-ям добавилось еще одно – Общество Сознания Кришны. Следует отметить, что в этот перечень могут быть внесены организации как с зарегистрированным уставом, так и не имеющие государственной ре-гистрации.
Таким образом, пацифисты не имеют право на альтернативную невоенную службу (их на Украине довольно много, действует несколько зарегистрированных организаций) и члены рели-гиозных конфессий, не внесенных в соответствующий перечень. В случае, если указанные лица отказы-ваются от военной службы по своим убеждениям, их действия подпадают под статью Уголовного Ко-декса Украины “Уклонение от прохождения воинской службы”, предусматривающее наказание до 3 лет лишения свободы.
В настоящее время в судах Украины находится как минимум несколько таких уго-ловных дел, несколько десятков (по некоторым данным, несколько сотен) возбуждено прокуратурой и находится в стадии расследования.
Порядок предоставления альтернативной службы. Заявление о направлении на альтернативную службу подается в произвольной форме с указанием мотивов невозможности прохо-ждения срочной военной службы и подтверждением истинности религиозных убеждений граждани-на. К заявлению прилагается копия документа об образовании, справка о составе семьи и справка с места работы или обучения. В случае нарушения гражданином установленного срока предостав-ления заявления, в нем должны быть указаны причины его несвоевременного предоставления.
Комиссия на протяжении календарного месяца изучает заявление гражданина о направлении на альтернативную службу и, в случае необходимости, в границах предоставленных ей полномочий, проверяет сообщенные заявителем данные. О дате явки гражданина на заседание ко-миссии, на котором будет рассматриваться вопрос о направлении его на альтернативную службу, комиссия сообщает письменно и предлагает гражданину предоставить на заседание комиссии, в случае необходимости, дополнительное подтверждение истинности религиозных убеждений в доку-ментальной или иной форме.
В случае необходимости, на заседание приглашаются представители религиозных организаций, общественности и применяются иные меры по установлению принадлежности гражданина к религиозной организации, вероучение которой не допускает пользования оружием и истинности его религиозных убеждений.
Гражданин, относительно которого комиссия приняла соответствующее реше-ние, должен обратиться на протяжении пяти календарных дней к военному комиссариату, в кото-ром он находится на военном учете.
После прохождения призывной комиссии и принятия ею решения относительно призыва на срочную военную службу, военный комиссариат на протяжении пяти календарных дней сообщает комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы о решении призывной комиссии. В этот же период гражданин должен обратиться в комиссию по делам альтернативной (невоенной) службы.
На протяжении объявленного периода проведения призыва на срочную военную службу, с учетом решения призывной комиссии, исходя из наличия свободных рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях, определенных Кабинетом Министров Украины для прохождения альтернативной службы, комиссия по делам альтернативной (невоенной) службы прини-мает решение о конкретном месте прохождения гражданином альтернативной службы.
Место прохождения альтернативной службы. В настоящее время установлено, что граждане Украины, имеющие право на прохождение альтернативной службы, могут проходить ее на предприятиях и в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, защиты окружающей среды, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
В развитие положений закона, Кабинетом Министров утвержден перечень конкрет-ных видов предприятий, организаций и учреждений, где граждане проходят альтернативную службу. Например, учреждения социальной защиты включают в себя: территориальные центры обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, отделения социальной помощи на дому, дома-интернаты для граждан преклонного возраста и инвалидов, гериатрические дома-интернаты, пансиона-ты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты, центры социальных служб для молодежи и специализированные службы, которые действуют при них (по списку Украинского государственного центра социальных служб для молодежи Государст-венного комитета по делам семьи и молодежи).
Призывники, имеющие строительные специальности, могут проходить службу на предприятиях, выполняющих строительные и монтажные работы, капитальный ремонт и реставрацию домов и сооружений производственного назначения, а также предприятиях Министерства обороны. В агропромышленном комплексе прохождение альтернативной службы возможно на предприятиях сель-хозпроизводства, в учреждениях ветеринарного обслуживания, военных совхозах.
6 апреля 2000 года был принят Закон Верховной Рады Украины «О внесении изме-нений в статью 5 Закона Украины «Об альтернативной (невоенной) службе», в соответствии с которым альтернативную службу также можно проходить в патронажной службе в организациях Общества Красного Креста Украины. Закон вступил в силу 6 мая 2000 года.
Для контроля за прохождением гражданином альтернативной службы владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган ежеквартально подает в ко-миссию сведения об использовании альтернативнослужащим рабочего времени за подписями табель-щика и руководителя подразделения, в котором он работает.
Органы управления альтернативной службой. Управление альтернативной служ-бой осуществляют комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы, которые являются посто-янно действующими органами. Они создаются на уровне Украины, Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе. Кабинетом Министров Украины утверждено Положение от 10 ноября 1999 г. N 2066 о порядке их деятельности.
В состав Комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы Украины включе-ны следующие должностные лица: директор Государственного центра занятости Минтруда (замести-тель председателя Комиссии), заместитель начальника управления Госкомрелигий, директор Украин-ского государственного центра социальных служб для молодежи (Госкомсемьямолодежь), начальник отдела Госстроя, начальник отделения Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил, заместитель начальника управления Минюста, заместитель начальника главного управления Минагро-прома.
Комиссию по делам альтернативной (невоенной) службы Украины возглавляет за-меститель Министра труда и социальной политики Украины. Комиссию по делам альтернативной (не-военной) службы Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские комиссии - соответственно заместители председателя Совета министров Автономной Республики Крым, заместители глав областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, к пол-номочиям которых по распределению обязанностей отнесены вопросы труда и занятости.
В случае необходимости госадминистрации образовывают городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы.
В состав комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы включаются ра-ботники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которое занимаются во-просами трудоустройства, социальной защиты населения, здравоохранения, связей с религиозными ор-ганизациями, а также работники военных комиссариатов.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий по делам альтернативной (невоенной) службы осуществляет соответственно Министерство труда и со-циальной политики Украины, Министерство труда и социальной защиты Автономной Республики Крым, управление труда и занятости населения областной, Киевской и Севастопольской городских го-садминистраций.
Статус гражданина, проходящего альтернативную службу имеет некоторые ин-тересные особенности. Например, в трудовом договоре во время определения режима труда и отдыха гражданина, который проходит альтернативную службу, учитываются, если это возможно, осо-бенности его вероисповедания относительно работы по выходным дням без уменьшения количества установленных рабочих дней. Также альтернативнослужащий сохраняет право обучения в средних или высших учебных заведениях с вечерней или заочной формой обучения.
Если гражданин, который проходит альтернативную службу, изъявил желание проходить срочную военную службу, он обращается к комиссии с соответствующим заявлением о досрочном прекращении альтернативной службы. На основании заявления гражданина и сообще-ния военного комиссариата о принятии призывной комиссией решения относительно его призыва на срочную военную службу комиссия принимает решение о досрочном прекращении альтернативной службы.
При этом срок альтернативной службы, определенный с учетом использования гражданином рабочего времени на протяжении прохождения службы, зачисляется в срок военной службы из расчета полтора месяца альтернативной службы за один месяц срочной военной службы.
Одним из видов санкций за уклонение гражданина от прохождения альтернатив-ной службы, является её досрочное прекращение (по решению комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы) и призыв этого гражданина на срочную военную службу на общих основаниях. Мы считаем такую санкцию неоправданной, поскольку прохождение военной службы будет противо-речить религиозным убеждениям данного гражданина.
Статистика. За время существования закона о желании пройти альтернативную службу заявили около 3 тысяч призывников. Но в процентном выражении количество заявивших о сво-ем желании проходить альтернативную службу очень мало — всего 0,8 %. Средний показатель альтер-нативнослужащих на Украине – 25-40 человек на область в ходе одной призывной компании (в запад-ных областях – несколько выше), что не позволяет квалифицировать данный вариант государственной службы как серьезный компонент использования трудовых ресурсов и повышения социальных возмож-ностей страны.
Такая ситуация складывается прежде всего из-за длительного срока АГС (до 1999 года он был в два раза длиннее воинской службы), дополнительных барьеров для желающих проходить альтернативную службу, тяжелых условий прохождения альтернативной службы. Здесь стоит добавить, что в законе не прописаны гарантии отказников на обеспечение нормальных условий труда.
В итоге, некоторые призывники предпочитают понести уголовное наказание за отказ от прохождения воинской и альтернативной службы. Международная правозащитная организация «Amnesty International» готова признать узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, кто отказал-ся от воинской службы и не получил возможности пройти альтернативную службу полностью граждан-ского характера и руководимой полностью гражданскими властями, или когда длительность альтерна-тивной гражданской службы может быть признана карательной.
На 31 декабря 1999 года численный состав ВС Украины намечено довести до пока-зателя 310 тыс. военнослужащих (из них 220 тыс. – солдаты и сержанты срочной службы) и 90 тыс. гражданских специалистов. Призывной ресурс Украины в 1999 году составляет около 850 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. По данным Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС Украины только около 50 тыс. юношей (5,9 %) из 850 тысяч можно отправить в войска .
Практическая реализация положений Закона Украины «О всеобщей воинской обя-занности и военной службе» от 18 июня 1999 года сопряжена с определенными трудностями, завися-щими прежде всего от продолжения комплексного социально-экономического и духовного кризиса в Украине, что не может не отражаться на военной сфере государства. Характерная черта такой диспро-порции состоит в том, что силовым структурам государства большего количества призывников и не нужно. Подавляющая часть призывников – более 730 тыс. человек (86,6 %), имеют право на отсрочку по различным причинам (полная совокупность таких причин была показана выше). 75 тыс. (9 %) моло-дежи призывного возраста непригодны по состоянию здоровья к военной службе в мирное время. 22 тыс. (2,6 %) составляют осужденные. В первой половине 1999 года более 18 тыс. призывников укло-няются от призыва на военную службу, что влечет за собой уголовную ответственность лишь в единич-ных случаях (в 1994 году случаев уклонения было около 10 тысяч).
Весной 1998 года в Украине был создан прецедент приостановления призыва на во-енную службу. Комментируя подписание собственного Указа «О временном приостановлении призыва граждан Украины на срочную воинскую службу в Вооруженные Силы и Национальную гвардию», Л.Кучма сказал, что это решение было принято «не спонтанно», а было обосновано Министерством обороны. Л.Кучма: «Сегодня содержать украинские Вооруженные Силы у государства нет возможно-сти» По словам Президента, применение Указа в течение года сократит количество призывников более чем на 120 тысяч.
Стоит отметить, что на этом фоне законодательство Украины, регулирующее вопро-сы прохождения альтернативной службы, в последнее время стало значительно либеральнее. В первую очередь это касается сокращения срока альтернативной службы (раньше срок службы составлял – 36 месяцев, т.е. превышал срок военной службы в 2 раза). Во-вторых, расширен перечень рабочих мест, где можно проходить альтернативную службу. Особо следует отметить тот факт, что в перечень была включена пока единственная общественная организация - Общество Красного Креста Украины. Не-смотря на полугосударственный статус, прохождение альтернативной службы в указанной организации могло бы являться одним из наиболее оптимальных вариантов для альтернативнослужащих. В-третьих, дополнен перечень, хотя и незначительно, религиозных конфессий, принадлежность к которым дает право на отказ от военной службы (включение нехристианской и неславянской религиозной конфессии также говорит об улучшении религиозной толерантности на Украине). В-четвертых, несколько упро-щена процедура подачи заявления – сокращен срок подачи с 6 месяцев до 2-х.
Тем не менее, общественность Украины выступает за дальнейший процесс либера-лизации альтернативной службы. В частности, предлагается расширить перечень оснований для прохо-ждения альтернативной службы, предоставить возможность свободного выбора места прохождения альтернативной службы.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|