|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
10. Российская Федерация
Ситуация с признанием права на альтернативную службу в России является, пожалуй, наи-более уникальной и противоречивой. В России, как в никакой другой республике бывшего Советского Союза, возникли жестокие споры о том, можно или нет позволить молодежи выбирать, в какой форме отдавать долг своей Родине.
Российское общество не вполне однозначно относится к введению альтернативной службы. Несмотря на значительное падение престижа военной службы и недоверие к военным, армия продолжает играть значительную роль в жизни всего общества и пользоваться авторитетом. Считается, что истинный патриотизм (по крайней мере, у мужчин) проявляется только на военной службе с ору-жием в руках. Доказательством тому являются устойчивые словосочетания в современном русском языке: военно-патриотический клуб, военно-патриотическое воспитание, военно-патриотические песни и т.п. Часто пацифизм воспринимается общественным сознанием как «анти-» или «псевдопатриотизм».
Непосредственно после распада СССР, в России продолжались попытки разработки и принятия закона об альтернативной службе. Законом от 21 апреля 1992 года в действовавшую Кон-ституцию 1978 года были внесены изменения, согласно которых «каждый гражданин Российской Феде-рации, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выпол-нением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом». Позднее была создана комиссия в Верховном Совете РСФСР, однако в связи с роспуском Верховного Совета в октяб-ре 1993 года, работа над проектом закона об альтернативной службе была приостановлена.
12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция РФ, которая в части 3 статьи 59 закрепила: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В дальнейшем также предпринимались попытки принятия соответствующего закона. Так, в декабре 1994 года Государственной Думой РФ был принят проект Закона «Об альтернативной гражданской службе» в первом чтении, но второе чтение, которое состоялось в мае 1995 года, данный законопроект не прошел. Новый законопроект был принят Думой весной 1996 года. Второе чтение со-стоялось осенью 1998 года. Законопроект был отклонен полностью.
Помимо Конституции РФ, существует ряд других нормативных актов, которые так-же упоминают или ссылаются на возможность замены военной службы на альтернативную граждан-скую, но все они не имеют самостоятельного значения, отсылая к несуществующему Федеральному Закону «Об альтернативной гражданской службе».
Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.3.98 года, № 53-ФЗ , предусмотрено право призывных комиссий принимать решение о направлении призывников на альтернативную гражданскую службу, в военных билетах нового образца имеются графы об отмет-ках о прохождении альтернативной гражданской службы. Новым Уголовным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы.
Есть упоминания о праве на альтернативную гражданскую службу и в других нор-мативных актах. Закон Российской Федерации от 26.9.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» точно воспроизводит часть 3 статьи 59 Конституции, добавляя, что «по просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мир-ное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов».
Судебная практика относительно отказа от военной службы по убеждениям или вероисповеданию в России складывается весьма противоречиво. В России подавляющее число призыв-ников требуют альтернативной службы в связи с убеждениями, а не вероисповеданием. В настоящее время в суды обращаются тысячи призывников с жалобами на решения призывных комиссий и требо-ваниями признания за призывниками права на замену военной службы альтернативной гражданской службой. В одинаковых случаях судьи (иногда одного и того же суда) выносят диаметрально противо-положные решения. Одни судьи, со ссылкой на Конституцию РФ, признают за призывниками право на альтернативную службу (в этом случае призывник фактически получает «отсрочку до выхода закона»), другие судьи отказывают в удовлетворении жалобы со ссылкой на «недоказанность убеждений» или отсутствие закона об альтернативной службе.
Таким образом, в России есть определенное количество призывников, за которыми суд признал право на замену военной службы альтернативной службой. Вместе с тем, есть случаи, ко-гда призывники подвергаются уголовному наказанию в виде лишения свободы за отказ от военной службы по убеждениям.
Одним из последних таких случаев является процесс над отказником по убеждениям Дмитрием Неверовским, который провел 5 месяцев в следственном изоляторе г. Обнинска (Калужская область), а затем был приговорен судом по статье 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной службы) к полутора годам лишения свободы, но сразу же амнистирован.
Позиция Верховного Суда РФ остается выжидательной. Однако, имеется случай, ко-гда Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оправдала отказника по религиозным убеждениям (Определение по делу Михайлова О.Н. от 26 октября 1995 года № 2н-0427/95). Военная коллегия указала, что «…отказ от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям не содержит состава преступления, предусмотренного п. «а» ст.249 УК РСФСР…» (действовавшего до 1 января 1997 года – прим. автора). Еще один пример - определение Верховного Суда Российской Фе-дерации № 14-Дп96-20 по делу Бакалина, в котором указывается, что «…отсутствие закона об аль-тернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федера-ции от 11 февраля 1993 года (с изменениями) «О воинской обязанности и военной службе» в отноше-нии лиц, имеющих право на альтернативную службу…» (призыв последних на военную службу – прим. автора).
Выше были приведены примеры уголовных дел. Однако, подавляющее большинство дел рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. К сожалению, Верховный Суд РФ ни-как не обобщает судебную практику по такого рода делам. Единственное разъяснение, данное Верхов-ным Судом сводится к тому, что «…граждане, заявляющие требование о замене воинской службы аль-тернативной гражданской службой, не освобождаются от обязанности доказывать, что несение воин-ской службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию». В отсутствие каких-либо специ-альных законов, регулирующих процесс отказа от военной службы, кроме упоминания об альтернатив-ной службе в статье 59 Конституции, возникает ситуация, когда судьи весьма произвольно подходят к трактовке понятия «убеждения» и способам их доказывания. Нередки случаи, когда судья предлагает призывнику для доказательства его убеждений пройти … стационарное психиатрическое обследование. При вынесении решения судья часто указывает, что «призывник не представил доказательств наличия убеждений», и совсем непонятно, что этот судья имел в виду: какими, с его точки зрения, доказатель-ствами можно доказать наличие убеждений. Почти во всех случаях сам судья не знает, что расценива-ется как доказательство наличия убеждений. С нашей точки зрения, Верховный Суд как раз должен определить одинаковые для всех «правила игры», приняв соответствующее постановление о практике рассмотрения судами такого рода дел.
Конституционный Суд РФ также принял несколько определений и постановлений, касающихся конституционного права на альтернативную службу. Одним из последних является По-становление Конституционного Суда РФ от 23.11.99 N 16-П, в котором суд указал, что право на аль-тернативную службу является «непосредственно действующим, притом именно индивидуальным пра-вом, т. е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной орга-низации или нет». Таким образом, Россия единственная из стран –участниц СНГ, признающая (теоре-тически) право на альтернативную службу за верующими, независимо от их членства в религиозных организациях.
Право на альтернативную службу в России есть некое «право – призрак»: о нем го-ворят, на него ссылаются в законах, предусмотрена уголовная ответственность, но его в реальности не существует. Право на альтернативную службу в России сейчас можно сравнить с еще неоткрытыми элементами таблицы Менделеева, для которых оставлено место и доказано, что они существуют, но реально их еще только предстоит открыть.
Так и с правом на альтернативную службу – существуют проекты закона, мнения ученых, военных по этому вопросу, и, самое главное, решения судов о признании права на альтер-нативную службу. Сейчас в России в случае, если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы, он имеет право на освобождение от ее прохождения без возло-жения на него всякой обязанности по прохождению альтернативной службы (de facto). Другими слова-ми, в России, вместо конституционно признанного «права на замену», существует «право на отказ» от военной службы по убеждениям или вероисповеданию. Это право вытекает не только из части 3 статьи 59 Конституции РФ, но также из статей 28 и 29 Конституции РФ. Сейчас в России более тысячи чело-век, (менее 0.1 % от общего числа призывников), которые воспользовались данным правом. Никто не вправе их обязать проходить военную службу, т.к. она противоречит их убеждениям, но никто не впра-ве обязать их проходить и альтернативную гражданскую службу, поскольку эта обязанность соответст-вующим законом не урегулирована. В связи с этим, происходит полное освобождение гражданина от конституционной обязанности. По большому счету, это приводит к дискриминации по отношению к другим призывникам.
Российским законодателям стоит задуматься о целесообразности существования та-кой ситуации, как отсутствии закона об альтернативной службе. Если при принятии Конституции РФ было предусмотрено существование альтернативной гражданской службы, то принятие закона, ее рег-ламентирующего, принесло бы значительный экономический и моральный эффект, чем его отсутствие. И еще раз напомним, что принятие такого закона – обязанность России как члена Совета Европы.
На практике, право граждан на отказ от военной службы по убеждениям или веро-исповеданию повсеместно игнорируется призывными комиссиями и военкоматами.
Так, Министерство обороны приняло директиву № 315/6/175Ш от 28.08.95 года, предписывающую призывным комиссиям рассматривать заявления об отказе по убеждениям и направ-лять таких призывников в части, служба в которых «не связана с ношением и использованием оружия, о чем выдавать призывникам соответствующую письменную гарантию». С юридической точки зрения, эта директива, впрочем, не является решением проблемы отказников по убеждениям, поскольку воен-ная служба, в какой бы то ни было части, предполагает обязательное принятие воинской присяги, ис-полнение приказов командиров и прохождение «курса молодого бойца» по обучению владением ору-жием. На практике призывники, согласившиеся проходить службу в таких частях, попадают в, так на-зываемые, «строительные батальоны», где оказываются в еще более худших условиях, подвергаясь пыткам и жестокому обращению.
В ноябре 1996 года была принята еще одна директива Генерального штаба Воору-женных Сил РФ № 315К/2/3410. Данная директива разъясняла начальникам штабов военных округов и военным комиссарам всех уровней, что в условиях отсутствия Федерального закона «Об альтернатив-ной гражданской службе» при решении вопросов о направлении граждан на альтернативную службу нельзя рассматривать главным и неоспоримым аргументом лишь наличие части 3 статьи 59 Конститу-ции. В директиве утверждалось, что «…в настоящее время имеет место правомерное ограничение кон-ституционного права гражданина на замену военной службы на альтернативную гражданскую служ-бу…». И эта директива также применяется призывными комиссиями.
Для всех стало очевидным, что процесс сознательного отказа молодежи от службы в армии остановить уже невозможно. По данным Министерства обороны РФ, за 1997 г. в призывные ко-миссии было подано 1736 официальных заявлений от призывников с требованием заменить военную службу на альтернативную.
Следует заметить, что своеобразная квазиальтернативная служба в России уже су-ществует, правда в весьма ограниченных масштабах. Она предусматривается законом «О воинской обя-занности и военной службе» в виде предоставления отсрочки от военной службы лицам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании ВУЗа в государственные организации, пе-речень которых определяется Правительством Российской Федерации - на время этой работы (статья 24 Закона). Признается, что работа на определенных предприятиях не менее важна, чем военная служба. К квазиальтернативной службе можно отнести и работу врачом в сельской местности или учителем в сельской школе, что рассматривается как основание для предоставления отсрочки от военной службы.
Необходимо отметить тот факт, что в ряде субъектов Российской Федерации (Татар-стан, Санкт-Петербург, Пермская область) предпринимались попытки принятия региональных законов об альтернативной службе. Эти действия также имели целью подтолкнуть федерального законодателя как можно скорее принять соответствующий закон.
Еще одной отличительной чертой процесса становления альтернативной службы в России стало проведение «общественных экспериментов» с участием неправительственных и благотво-рительных организаций. Суть таких «экспериментов» заключается в том, что в ряде регионов России (Пермская область, Москва, Архангельск, Владимир, Санкт-Петербург) призывники, за которыми по решению судов признано право на альтернативную службу, добровольно поступают на работу в соци-альную сферу. Несмотря на то, что они вправе не проходить никакой службы до принятия соответст-вующего закона, участники «эксперимента» сознательно идут работать на низкооплачиваемые и непре-стижные должности социальных работников, чтобы показать преимущества альтернативной службы и ёе возможности в современных условиях. Проведение эксперимента – яркий пример социальной актив-ности молодежи призывного возраста. За время проведения эксперимента накоплен значительный опыт решения практических задач организации альтернативной службы в России.
27 сентября 2000 года на Совете безопасности при Президенте РФ было принято решение о сокращении численности Вооруженных Сил РФ и других силовых ведомств более, чем на 400 тысяч в период с 2001 года по 2010 год. В наибольшей степени этот процесс затронет Министерст-во обороны (350-365 тысяч). Столь радикальные меры объясняются невозможностью государства в полном объеме финансировать запросы силовиков . Возможно, данное сокращение положительно повлияет на решение вопроса с принятием закона об альтернативной службе.
Вместе с тем, одна из основных «сверхцелей» военной реформы - переход к профес-сиональной армии. Данное понятие в первую очередь подразумевает добровольное комплектование армии, отмену системы призыва. В России недвусмысленно было указано уже на скорейшую отмену (к 2000 году) призыва на военную службу. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации предписывалось перевести на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту . В настоящее время сроки пере-хода на профессиональную армию отодвинуты на 2005 год. Но даже такие сроки представляются нере-альными, поскольку отсутствует чёткий план осуществления такого перехода.
Остается одно – как можно быстрее принять недискриминационный закон «Об аль-тернативной гражданской службе», внедрить в России «европейскую модель» альтернативной службы, взяв за основу опыт Молдовы.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|