|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
12. Республика Туркменистан
Туркменистан – наименее развитая в отношении соблюдения прав человека и демократиче-ских институтов республика бывшего Советского Союза. Свобода совести в этой республике подверга-ется значительным ограничениям со стороны государства.
В Туркменистане не признается право на замену военной службы альтернативной службой. В Конституции Туркменистана нет упоминания о таком праве. В соответствии со статьей 38 Конституции «защита Туркменистана - священный долг каждого. Для граждан Туркменистана -мужчин установлена всеобщая воинская обязанность».
Следует отметить, что и в отношении признания свободы совести и права поступать в соответствии со своими убеждениями, Конституция Туркменистана также ничего не говорит. Право на свободу убеждений и их свободное выражение, исходя из анализа статьи 26 Конституции, подменят-ся провозглашением права на свободу слова. В частности, указанная статья гласит, что граждане Турк-менистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение ин-формации, если она не является государственной, служебной или коммерческой тайной.
Только Русская Православная Церковь и Мусульманские суннитские конфессии имеют легальный статус, в то время как другие организации не могут получить государственную реги-страцию. Баптисты, Адвентисты Седьмого Дня (исторически отказывающиеся от военной службы по религиозным убеждениям) подвергаются всё возрастающему преследованию со стороны государства. Так, в 1999 году полиция и силы безопасности Туркменистана насильно входили в их частные дома без ордера и разгоняли молящихся, конфисковали религиозную литературу и угрожали верующим уволь-нениями с работы. В Сентябре 1999 года власти вызвали пастора Коробова, главу Баптистов – еванге-листов Туркменистана, и угрожали ему арестом в случае, если он не прекратит вести богослужения. Также в августе, сотрудники КНБ уничтожили Кришнаитский храм и насильно депортировали лидера Кришнаитов.
В сентябре 1999 был разогнан мирный митинг Адвентистов Седьмого Дня в Ашха-баде, участники которого в последующем были подвергнуты штрафу. В декабре Туркменистан выслал в Россию одного Свидетеля Иеговы. 17 октября 1999 года агенты КНБ арестовали трех членов незареги-стрированного прихода, которые были приговорены к депортации .
Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в 1995 году с последующими изменениями, обеспечивает жесткий контроль над религиозными организациями. Обя-зательна государственная регистрация всех религиозных организаций с условием наличия не менее 500 человек (исключение – лишь для мусульман – суннитов и Русской Православной Церкви). Причем, та-кое требование относится и к местным организациям. В связи с данными требованиями возникают сложности у многих религиозных меньшинств.
В отношении лиц, отказывающихся по вероисповеданию от военной службы, как правило, возбуждаются уголовные дела.
В 1998 году за отказ от службы в армии по религиозным мотивам были приговорены по ст.219 ч.1 УК Туркменистана (“уклонение от призыва на воинскую службу”) к различным срокам лишения свободы три 22-летних члена религиозного объединения “Свидетели Иеговы”: Олег Воронин, Роман Каримов и Роман Сидельников. Первые двое были помилованы указами президента, соответст-венно, от 17 февраля и 14 января, а последний освобожден по амнистии.
Так, 16 декабря 1998 г. Азатлыкский районный суд г.Ашхабада вынес приговор по делу члена религиозного объединения “Свидетели Иеговы” Романа Каримова, родившегося 25 января 1977 г., туркмена, неженатого, имеющего среднее специальное образование, работавшего механиком международного аэропорта, проживавшего в г.Ашхабаде.
Ранее 6 июля 1995 г. Каримов уже был приговорен Азатлыкским районным судом г.Ашхабада “за уклонение от призыва на военную службу” (по ст.79 ч.1 старого УК Туркменистана) к 1,5 годам лишения свободы, но в январе 1996 г. был освобожден по амнистии. После освобождения власти неоднократно пытались призвать его на военную службу, но он отказывался от службы в армии по религиозным убеждениям.
После визита Каримова в городской военкомат 16 октября 1998 г., куда он был вы-зван по повестке, против него было возбуждено уголовное дело. На суде Каримов отказался признать себя виновным, повторил, что является членом религиозного объединения “Свидетели Иеговы” и не может служить в армии по религиозным мотивам. Подобная позиция вызвала крайнее возмущение со стороны государственного обвинителя, которая в порыве гнева даже назвала Бога Иегову “псевдобо-гом”.
Адвокатом Каримова выступал гражданин Чешской Республики Любомир Мюллер, прибывший в Ашхабад из Санкт-Петербурга (Россия). В своем выступлении он ссылался на то, что право на альтернативную гражданскую службу было закреплено в резолюции № 1993/84 комиссии ООН по правам человека от 10.03.93, а также на то, что согласно нормам международного и националь-ного права Каримов не может быть осужден дважды за одно и то же преступление. По мнению Мюлле-ра, факт уклонения от воинской службы не имел документального подтверждения в материалах следст-вия, поскольку Каримов всегда являлся по повестке в военкомат, а согласно законодательным нормам Туркменистана “уклонение от воинской службы” призывника имеет место лишь в случае его неявки в призывную комиссию.
Суд не внял доводам адвоката и приговорил Каримова по ст. 219 ч.1 Уголовного Ко-декса Туркменистана к 1,5 годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима. Осужденный был взят под стражу в зале суда. Однако уже 17 января 1999 г. было объ-явлено, что Каримов освобождается по амнистии .
Подводя итог анализу ситуации, сложившейся в Туркменистане, следует признать, что грубое нарушение прав человека, обеспечивающих свободу совести, делает невозможность в обо-зримом будущем введения альтернативной службы в Туркменистане. Тем не менее должны быть пре-кращены преследования граждан за убеждения, в том числе религиозные.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|