На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

8. Республика Литва
Литва не входит в состав СНГ. Ситуация с признанием права на альтернативную службу несет на себе отпечатки аналогичных тенденций, о которых писалось в статье, посвященной Латвии. Отличие заключается в том, что закон «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе», принятый 16 октября 1990 года №.I-681, является формально действующим. Но несмотря на наличие специально-го закона, реализация права на альтернативную службу также невозможна по причине отсутствия ре-ального механизма прохождения альтернативной службы.

Право на альтернативную службу признается Конституцией Республики Литва, принятой на референдуме 25 октября 1992 года. Право на альтернативную службу вытекает из статьи 26 Конституции, в которой говорится, что свобода мысли, совести и религии не должны ограничивать-ся.

Далее, в статье 139 Конституции указывается, «…защита государства от иностран-ного вооруженного вторжения является правом и обязанностью каждого гражданина Республики Лит-ва. Граждане Республики Литва обязаны проходить службу в национальных вооруженных силах или выполнять альтернативную службу в порядке, устанавливаемом законом…». Статья 48 Конституции отмечает, что «альтернативная служба не считается принудительным трудом».

Прямого указания, в каких случаях возможна замена военной службы на альтерна-тивную службу, Конституция не содержит. Основания замены содержатся как в законе «Об обязатель-ной альтернативной (трудовой) службе», так и в законе Республики Литвы «О религиозных объедине-ниях и обществах» от 4 октября 1995 года № I – 1057. В соответствии со ст. 2 данного Закона каждый имеет право на основании своих религиозных убеждений выбирать альтернативную (трудовую) службу вместо обязательной военной службы.

Несмотря на то, что данным законом установлен перечень религиозных обществ, ко-торые имеют статус «традиционных» ( в настоящий момент их десять, - римский католицизм, греческий католицизм, евангельские лютеране, реформисты, русская православная церковь, староверы, иудаизм, исламский суннизм, караимы, Хасидизм), право на альтернативную службу не связано с исповеданием какой-либо определенной религии. В этом заключается существенное отличие от ситуации, склады-вающейся на Украине, где право на альтернативную службу предоставляется лишь тем, кто является членом определенной религиозной конфессии (см. ниже).

Закон «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе» Литвы предусматрива-ет, что основанием для предоставления альтернативной службы является невозможность прохожде-ния военной службы по причине убеждений. Закон не раскрывает, какого содержания могут быть убе-ждения, поэтому следует полагать, что речь идет о любых религиозных и нерелигиозных убеждениях.

В законе «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе» четко не определена процедура призыва на альтернативную службу, а имеется отсылка к Временному закону Республики Литвы о военной службе, который в настоящее время не действует. Таким образом, закон «Об обяза-тельной альтернативной (трудовой) службе» во многом не соответствует текущему законодательству Литвы. Закон Республики Литва «Об организации национальной системы обороны и военной службе», принятый 5 мая 1998 года и № VIII-723 с последующими изменениями не регулирует вопросы призыва и прохождения альтернативной службы.

Законом «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе» не предусматривает-ся учреждение какого-либо специального органа, решающего вопросы, связанные с альтернативной службой. В законе отсутствует четкое описание системы управления альтернативной службой, единая система органов с указанием их полномочий в сфере альтернативной службы. Анализируя отдельные положения закона, можно вывести следующую общую схему управления альтернативной службой.

Решение о призыве на альтернативную службу принимается призывными комис-сиями. Места прохождения альтернативной службы определяются Правительством Республики Литва. Заключение договоров о прохождении альтернативной службы с конкретными предприятиями возлага-ется на Департамент по национальной обороне Литвы. Территориальные отделения данного Департа-мента должны определять конкретные виды работ для служащих альтернативной службы и осуществ-лять за ними контроль.

Относительно статуса гражданина, проходящего альтернативную службу, закон устанавливает традиционные виды ограничений на занятие руководящих должностей, невозможность прекращения контракта по инициативе гражданина или предприятия, где гражданин проходит альтер-нативную службу, отпуск составляет 12 дней, но может быть продлен еще на такой же срок. Помимо закона «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе» статус граждан, проходящих альтерна-тивную службу регулируется статьей 141 Конституции Литвы, согласно которой служащие альтерна-тивной службы не могут быть членами Сейма или местных Советов, не могут занимать избираемые или назначаемые должности в системе органов государственной службы, а также не могут принимать уча-стие в деятельности политических партий и политических организаций.

В случае прогула альтернативной службы без уважительных причин предусмотрены санкции в виде увеличения срока альтернативной службы на двойное количество прогулянных дней.

В заключение отметим, что в полной мере право на альтернативную службу в Литве до сих пор не реализуется, Закон «Об обязательной альтернативной (трудовой) службе» представляет из себя некий «правовой декор», с помощью которого Литва лишь формально пытается соблюсти право на сознательный отказ от военной службы, провозглашенный ею еще в 1990 году.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz