На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

6. Кыргызская Республика
Кыргызская республика относится к тем странам-участницам СНГ, в которых существует институт альтернативной службы.

В Конституции Кыргызстана, принятой 5 мая 1993 года, не отражено право на аль-тернативную службу. В статье 24 Конституции закреплено, что граждане Кыргызской республики име-ют право и обязанность защищать Родину. Далее указывается, что «граждане несут военную службу в пределах и формах, установленных законом». Формулировка данной статьи не позволяет сделать вывод о конституционном регулировании права на отказ от военной службы по убеждениям совести.

Необходимо отметить, что в ст. 9 Конституции Кыргызстана закреплено, что Кыр-гызская республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых во-енной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятель-ности задачам ведения войны, вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

Если рассматривать данный принцип независимо от степени воплощения его в дей-ствительности, то Кыргызская республика единственная из стран-участниц СНГ, закрепившая на уров-не Конституции принцип отказа от «милитаризации государственной жизни». Несмотря на определен-ную декларативность данной нормы, можно сказать, что определенные шаги в этом направлении все-таки делаются. К таким шагам относится и тот факт, что 16 декабря 1992 года в Кыргызской Республи-ки был принят Закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе», который сразу же начал работать и у граждан Кыргызстана существует возможность прохождения альтернативной службы вместо воен-ной.

Как уже писалось выше, в главе, посвященной анализу Модельного закона СНГ «Об альтернативной (вневойсковой) службе», последний является слепком с аналогичного закона Кыргыз-стана. Тем более, кыргызская модель альтернативной службы заслуживает более подробного изучения.

Самое важное, что хочется отметить, институт альтернативной службы в Кыргыз-стане не достигает главной цели–компромисса между свободой совести человека и воинской обязанно-стью, несмотря на то, что в статье 16 Конституции Кыргызстана закреплено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания, духовную и культовую свободу.

Основания предоставления альтернативной службы. Закон Кыргызской Респуб-лики «Об альтернативной (вневойсковой) службе» содержит широкий спектр оснований предоставле-ния альтернативной службы «по семейным обстоятельствам» (призывник является сыном одинокой матери, имеет на своем иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребенка и т.п.), а также в каче-стве меры наказания (призывник был судим и отбывал меру наказания в местах лишения свободы, был судим условно). Вероисповедание, как основание для предоставления альтернативной службы сущест-венно ограничивается, а именно: призывник должен быть членом зарегистрированной религиозной ор-ганизации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в Вооруженных силах. Такая формулировка закона ведет к тому, что количество лиц, проходящих альтернативную службу по данному основанию от общего числа лиц, направляемых на альтернативную службу незначительно.

Кроме того, на практике для данной категории граждан, подлежащих призыву и же-лающих исполнять обязанности альтернативной службы, замена носит разрешительный характер. Заяв-ление призывника рассматривается комиссией, которая вправе отклонить просьбу, посчитав доводы призывника неубедительными, доказать же свои убеждения не представляется возможным. И, наконец, закон не признает права на альтернативную службу по убеждениям совести.

Законом от 12 января 1994 года были внесены изменения в первоначальную редак-цию Закона РК «Об альтернативной (вневойсковой) службе». Они затронули, в частности, перечень оснований для прохождения альтернативной службы. Так, например, к категории лиц, имеющим право на альтернативную службу были отнесены те, кто по состоянию здоровья имеют ограничения к несе-нию военной службы, предусмотренные "Расписанием болезней и физических недостатков". Настора-живает то, что после внесения данных изменений появилась возможность призывать и граждан, кото-рые до этого имели право на отсрочку от военной службы по состоянию здоровья. Как нам представля-ется, это наибольший резерв (источник) потенциальных кандидатов на альтернативную службу, по-скольку это наиболее массовая категория лиц, получающих отсрочки (после отсрочек, связанных с по-лучением образования).

Положительным моментом мы считаем внесение изменений в статью 8 Закона, бла-годаря которым у призывника появилась возможность обжаловать решения призывной комиссии, не только в областную призывную комиссию, но и в суд, решение которого считается окончательным. Оговорка об окончательности решения суда не должна ограничивать право на обжалование решения суда в кассационную инстанцию.

Место прохождения альтернативной службы. Изменению подверглась и статья 11 Закона, устанавливающая, где должен работать гражданин, направленный на альтернативную служ-бу. Если раньше законодатель перечислял точный список тех отраслей, где допускается прохождение альтернативной службы (в сфере коммунального хозяйства, здравоохранения, сельского хозяйства, со-циального обеспечения, строительства или охраны природы), то после внесения изменений прохожде-ние альтернативной службы возможно на предприятиях, учреждениях, организациях Кыргызской Рес-публики независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и условий хозяйствова-ния. Таким образом призывнику предоставляется возможность даже не покидать свое рабочее место. Единственное условие – быть трудоустроенным в «народном хозяйстве». Принцип территориальности (прохождения альтернативной службы по месту жительства) в законе имеет относительный характер, т.е. по месту постоянного жительства гражданина. Однако возможны и исключения.

Кроме того, с 1994 года граждане, проходящие альтернативную службу должны от-числять 20 % своей заработной платы не в республиканский бюджет, а непосредственно на счет Мини-стерства обороны. Отчисления заработной платы служащих альтернативной службы являются гаранти-рованной частью бюджета. Однако внесенные изменения в эту часть закона еще больше ограничили право на свободу убеждений, сводимое к религиозным взглядам. В настоящее время имеются случаи, когда члены религиозных организаций, получив возможность прохождения альтернативной службы, отказываются и от нее. Причина отказа - несогласие перечислять 20 процентов заработной платы Ми-нистерству обороны (поскольку в данном случае имеет место прямое финансирование и поддержание военной машины, что также противоречит взглядам таких лиц). В этом случае они привлекаются к уго-ловной ответственности за уклонение от альтернативной службы по статье 351(2) УК КР.

Например, Виктор Алексеев за нежелание проходить альтернативную (вневойско-вую) службу по религиозным соображениям был приговорен Ленинским судом города Бишкека к 1 го-ду и 6 месяцам с отбыванием срока наказания в колонии-поселении. В. Алексеев был призван в 1994 году, но на основании религиозных убеждений, запрещающих военную службу, ему предоставили пра-во проходить альтернативную службу. Основанием для вынесения приговора стало самовольное уволь-нение после нескольких месяцев работы в качестве учителя в средней школе №47 Бишкека .

Органы управления альтернативной службой. Прохождение альтернативной службы является максимально упрощенным, поскольку в качестве таковой службы засчитывается рабо-та практически на любом предприятии Кыргызстана, а вид работы определяет администрация данного предприятия и должна лишь сообщить в комиссариат об этом. В связи с этим в Кыргызстане отсутству-ет система специальных органов, ведающий делами альтернативной службы. Правительство Республи-ки определяет порядок прохождения альтернативной службы, устанавливает количество граждан, под-лежащих призыву на альтернативную службу . Организация альтернативной службы и контроль за ней осуществляется Министерством обороны. Районные призывные комиссии осуществляют призыв на альтернативную службу, предоставляют отсрочку от прохождения альтернативной службы. В частно-сти, в соответствии со ст. 31 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 года № 1068-XII «О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан» с последующими с изменениями и дополнениями, в соответствии с результатом медицинского осмотра призывника, изучение его мо-ральных и профессиональных качеств, а также материального и социального состояния его членов се-мьи, районная (городская) призывная комиссия может вынести решение о годности к альтернативной службе и призыва на альтернативную службу.

Военкоматы определяют точные сроки призыва граждан на альтернативную службу, контролируют порядок прохождения альтернативной службы, зачисляют в запас лиц, прошедших аль-тернативную службу. Предприятия, предоставляющие рабочие места для прохождения альтернативной службы принимают решения об увольнении в запас лиц, полностью отслуживших срок альтернативной службы.

Областные призывные комиссии проверяют правильность принятия решения о на-правлении на альтернативную (вневойсковую) службу.

Срок альтернативной службы составляет 36 месяцев, а для лиц с высшим образова-нием 18 месяцев (срок действительной военной службы - 18 и 12 месяцев соответственно).

Представляется оригинальным решение вопроса о порядке пребывания в запасе граждан, прошедших альтернативную службу.

В соответствии со 48 Закона «О всеобщей воинской обязанности граждан Республи-ки Кыргызстан» Запас Вооруженных Сил делится на две категории - первую и вторую. Граждане, уво-ленные после прохождения альтернативной службы относятся к запасу второй категории, наряду с во-еннообязанными, не призывавшиеся по разным причинам на действительную военную службу, военно-обязанные, прослужившие на действительной военной службе менее одного года военные строители (независимо от звания), уволенные из военно-строительных частей и военно-строительных отрядов, а также женщины, принятые на воинский учет.

В свою очередь Запас первой и второй категории делится по возрастному признаку на три разряда каждый: первый разряд - до 35-летнего возраста; второй разряд - до 45-летнего возраста; третий разряд - до 50-летнего возраста. Согласно Статьи 51 военнообязанные, зачисленные в запас пер-вого разряда второй категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Следовательно, граждане прошедшие альтернативную службу не имеют какого-либо особого статуса и могут быть призваны до 35-летнего возраста на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз, итого до 18 месяцев. Военнообязанные, принятые на учет запаса второй категории, при условии, прохождения ими учебных сборов общей продолжительностью не менее 12 месяцев, подлежат переводу на учет запаса первой категории.

Статистика. Вооруженные силы Кыргызстана насчитывают 12 200 человек (1998 год). Среди них 11 000 призывники. При 60-70 тысячах людей, подлежащих призыву, ежегодная по-требность составляет не около 14 процентов от общего числа призывников.

По данным Министерства обороны, на альтернативную службу направлялось: в 1993 году – 4607 человек, в 1996 году – 10 693 человека, в 1997 году – 14975 человек. По последним данным, полученным из главного организационно- мобилизационного управления Министерства обороны КР, в 1999 году на альтернативную (вневойсковую) службу было призвано 9184 человека. При этом по со-стоянию на 1 января 2000 года привлечено к уголовной ответственности за уклонение от призыва 123 человека, в розыске числится 2115 человек (из официального ответа Министерства обороны КР на за-прос Бюро по правам человека и соблюдению законности Кыргызстана).

Самой многочисленной категорией, воспользовавшейся правом на альтернативную службу в 1993-1999 годах, стали граждане, в семьях которых кроме призываемого имеются четверо и более детей в возрасте до 18 лет.

Описанная ситуация с альтернативной службой в Кыргызстане позволяет уже сейчас представить, как будет работать Модельный Закон СНГ «Об альтернативной (вневойсковой) службе», в случае внедрения его положений в национальное законодательство стран-участниц СНГ.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz