|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
1. Современная идеология альтернативной службы
Альтернативная служба в той или иной форме существует уже второе столетие. Однако ни-когда она не имела столь широкого распространения, как в конце ХХ столетия. Признание альтерна-тивной службы большинством государств произошло во многом благодаря пацифистскому движению, которое особенно активизировалось после второй мировой войны. И как у пацифизма есть своя фило-софия и идеология, так и у сторонников альтернативной службы существует своя идеологическая кон-цепция необходимости существования альтернативной службы. Приведем ниже основные положения современной идеологии альтернативной службы.
Альтернативная служба – основное право человека.
Право на альтернативную службу непосредственно вытекает из права на свободу со-вести, под которой, в первую очередь, понимается право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распро-странять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно возможность поступать в соответствии со своими личными убеждениями совести подразумевает право каждого ин-дивида самому решать вопрос о применении смертоносного оружия в отношении других людей.
Альтернативная служба –способ решения проблем общества.
Наиболее важная функциональная роль альтернативной службы – возможность мо-билизации молодежи для решения национальных проблем, не получающих должного внимания из-за нехватки средств. В первую очередь это касается социальной сферы и экологии (помощь бездомным, очистка водоемов, охрана окружающей среды, помощь инвалидам, престарелым, дневное воспитание детей, помощь при катастрофах, развитие инфраструктуры городов). Возможность привлечения моло-дежи для работы в данных сферах осуществима посредством альтернативной службы. Альтернативная гражданская служба решает проблему занятости молодежи, а также обеспечивает достойное социаль-ное обслуживание нуждающихся категорий населения.
Альтернативная служба как новая форма социализации молодежи.
Некоторое время назад армия считалась наиболее важным институтом социализации мужской части общества, наряду с семьей и школой. Однако, сейчас военные социологи вынуждены признать, что значительная часть молодых людей рассматривает службу в армии как неприятную неиз-бежность, процесс отупения личности, бесполезную трату времени, повинность, которую следует вы-полнять лишь в силу возможного уголовного наказания. Ошибочно было бы во всем винить молодежь. Обязательная военная служба действительно утратила то значение, какое имела в 50-80 –х годах два-дцатого столетия.
Институт альтернативной службы рассматривается как новое средство социализации молодежи, позволяющее ослабить отчуждение молодого человека от общества, привить ему гуманизм и сострадание, предотвратить деформацию личности.
Альтернативная служба - новая концепция мирного сосуществования.
Современная концепция альтернативной службы на Западе предполагает возмож-ность прохождения этой службы за пределами страны. Возникает своеобразный международный обмен волонтерами, что позволяет молодежи больше узнать о тех странах, где они проходят альтернативную службу, наладить дружественные отношения с гражданами этих государств. Например, Германия еже-годно посылает сотни молодых немцев для волонтерской работы в страны бывшего СССР, и этот труд засчитывается им как прохождение альтернативной службы.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 2000 год «Международным годом культуры мира». В связи с этим группой лауреатов Нобелевской премии мира был разработан Манифест 2000 года, в котором главными пунктами являются такие: 1) Уважать жизнь каждого человека. Уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения. 2) Отвергать насилие. Настойчиво проводить в жизнь ненаси-лие, отвергая любое насилие – физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное, - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например детей и подростков. Концепция альтернативной службы идеально вписывается в культуру мира и ненасилия. Лишь придерживаясь данных принципов, возможно выживание человече-ства в будущем.
Альтернативная служба - решение проблемы дезертирства.
По данным Комитета Солдатских Матерей в России ежегодно от военной службы уклоняется до 40 тысяч человек. В эту цифру включаются те, которые попросту не являются в военко-маты по повесткам, многие из них вынуждены скрываться у родственников, жить «в подполье», неле-гально выезжать в другие страны ближнего зарубежья. Кто не может «купить» медицинские справки, делает себе реальные заболевания, идёт на умышленное причинение себе телесных увечий, подрывая здоровье на всю оставшуюся жизнь. Дело доходит до того, что некоторые начинают принимать нарко-тики только из-за того, что знают - наркоманы не призываются на военную службу. Многие призывни-ки предпочитают понести уголовное наказание, чем пойти служить в существующую армию.
Естественно, мы не можем утверждать, что в случае введения альтернативной служ-бы, уклонение от военной службы исчезнет как явление. Однако, мы уверены в одном - количество ук-лонистов существенно сократится (при условии принятия либерального и недискриминационного зако-на об альтернативной службе).
Альтернативная служба – первый шаг на пути перехода к профессиональной армии.
Как ни парадоксально это звучит, но именно пацифисты больше заинтересованы в существовании профессиональной армии, чем сами военные. Именно движение пацифистов привело к переходу Великобритании на контрактную армию.
Нужно признать факт, что не все люди в одинаковой степени созданы для военной службы (речь идет не только о физическом здоровье, но и о морально-психологическом аспекте). Еще Платон в «Государстве» писал, что «…всякому необходимо поручить только одно дело, к которому он годиться по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, ни отвлекаясь ни на что другое: и достигнет успеха, если не упустит время. А разве не важно хорошее выполнение всего, что относиться к военному делу? Неужели стоит только взять щит или другое оружие и запастись воен-ным снаряжением – и сразу станешь способен сражаться…? Нашим делом было бы отобрать тех, кто по своим природным свойствам годен для охраны государства» .
В.В. Серебрянников в своей книге «Социология войны» дает следующую типоло-гию индивидов по их отношению к войне: воины по призванию; воины по долгу; воины по обязанно-сти; лица, обеспечивающие потребности армии и войны; миротворцы; пацифисты; антивоенный чело-век . Исходя из этой типологии, наилучшим было бы комплектование вооруженных сил людьми пер-вого типа. Введение альтернативной службы позволяет последним трем категориям людей использо-вать свой природный потенциал на благо всего общества и сохранить свою совесть чистой.
<<Предыдущая
статья | Следующая
статья >> |
|