На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

2. Альтернативная служба на постсоветском пространстве
Объективные потребности интеграции, помноженные на историческую общность народов, и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на территории бывшего Советского Союза поя-вилось Содружество Независимых Государств. В рамках СНГ принято множество деклараций, конвен-ций, соглашений, других правовых актов, создан ряд структур, в том числе Совет глав государств, Ис-полнительный секретариат. Как сказано в Уставе СНГ, Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопони-мания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами СНГ.

Оборона всех без исключения стран СНГ и Балтии строится на принципе всеобщей воинской обязанности. Проблема признания права гражданина на сознательный отказ от военной служ-бы до конца не получила своего разрешения в большинстве рассматриваемых нами стран.

Кризис вооруженных сил во многих странах является одним из самых острых, пути разрешения которого до сих пор не найдены. Естественно, что для республик с небольшими по числен-ности армиями (например, Молдова) кризис не столь всеобъемлющий и пугающий. Можно сказать, что в большей степени он уже преодолен. Однако, для стран с огромными армиями (Россия, Беларусь, Ук-раина) кризис носит затяжной и тяжелый характер. Подтверждение тому – война в Чечне 1994-1997 годов, которую Россия «официально проиграла» ; издание весной 1998 года Президентом Украины Указа «О временном приостановлении призыва граждан Украины на срочную воинскую службу в Воо-руженные Силы и Национальную гвардию» из-за невозможности содержания государством Вооружен-ных сил Украины .

За последнее десятилетие значительно расширился каталог прав человека, который постоянно наполняется новым содержанием и приобретает более весомые механизмы защиты данных прав, в том числе и на международном уровне. Несмотря на произошедшие изменения, отдельные права человека последовательно не получают должной гарантии их реализации. Это относится и к праву че-ловека на замену военной службы на альтернативную службу в случае, если его убеждениям или веро-исповеданию противоречит несение военной службы.

Одним из многосторонних документов по вопросам защиты прав человека является Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека , подписанная в Минске 26 мая 1995 года и вступившая в силу 11 августа 1998 года . Конвенция построена на основе положений, включенных в Декларацию глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав челове-ка и основных свобод от 24 сентября 1993 года.

Право на свободу совести регулируется статьей 10 Конвенции, в которой указывает-ся, что «…каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними». О праве на отказ от военной службы по мотивам вероисповедания или убеждений в Конвенции не упоминается. Также в Конвенции никак не регулируется и вопрос об альтернативной службе. Лишь косвенным образом в ста-тье 4, запрещающей принудительный или обязательный труд, содержится указание о том, что термином «принудительный или обязательный труд» не охватывается какая бы то ни была служба военного ха-рактера, а применительно к Договаривающимся Сторонам, в которых признается отказ лиц от несения такой службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, выполнение которой тре-буется вместо обязательной военной службы.

Стоит отметить особо, что Конвенция не относит право на замену военной службы альтернативной службой как признаваемое всеми без исключения странами-участницами СНГ. Данная редакция статьи 4 Конвенции, с нашей точки зрения, не отвечает международным стандартам в области прав и свобод человека. Отсутствие упоминания о праве на альтернативную службу в данной Конвен-ции не компенсируется даже наличием Модельного Закона СНГ «Об альтернативной (вневойсковой) службе» - документе примечательном, но не проработанном. Анализу данного Модельного закона по-священа отдельная часть книги.

Общая ситуация с признанием права на альтернативную службу на территории бывшего СССР выглядит следующим образом.

«Лидерами» в сфере реализации права на альтернативную службу среди стран СНГ являются Молдова, Украина, Кыргызстан и Узбекистан. Это те республики, где существует законода-тельство об альтернативной службе, и лицам по тем или иным основаниям предоставляется реальная возможность прохождения альтернативной службы вместо военной. Анализу законодательства именно этих стран будет уделено особое внимание. Россия в вопросе введения альтернативной службы являет-ся аутсайдером и не может служить примером для других стран СНГ.

Сейчас на территории СНГ реально существует два различных подхода, две различ-ные модели альтернативной службы. «Европейская модель» альтернативной службы (Украина и, в особенности, Молдова) является наиболее либеральной. Она характеризуется терпимостью к религи-озному и светскому инакомыслию; основания предоставления альтернативной службы вытекают из признания права на свободу совести; управление альтернативной службой осуществляется граждан-скими властями; статус гражданина, проходящего альтернативную службу, содержит в себе лишь необ-ходимые ограничения гражданских прав.

«Азиатская модель» альтернативной службы (Кыргызстан и, в особенности, Уз-бекистан) характеризуется тем, что она существует на фоне нетерпимости к нетрадиционным религи-озным вероисповеданиям; служба, как правило, предоставляется по «семейным обстоятельствам» для незащищенных слоев населения (выходцев из многодетных семей и т.п.) либо в качестве наказания (су-димым лицам); управление альтернативной службой осуществляется военным министерством и его структурами на местах; лица, проходящие альтернативную службу, перечисляют на счета Министерст-ва обороны часть своей заработной платы, а также ограничены в других правах.

Такие страны, как Азербайджан, Беларусь и Россия на уровне своих Конституций признают право на альтернативную службу. Вместе с тем, законодательство, регулирующее порядок прохождения альтернативной службы, отсутствует. Лица, заявляющие об альтернативной службе, часто подвергаются уголовным преследованиям именно из-за бездействия законодательных органов этих стран. К этой группе можно отнести и Грузию. Несмотря на принятие специального закона об альтер-нативной службе, реализовать это право в данной республике также невозможно из-за проволочек в принятии ряда подзаконных актов, регулирующих процесс прохождения альтернативной службы.

Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан представляют республики, в национальном законодательстве которых никак не отражено право на альтернативную службу. Лица, отказывающиеся от военной службы по вероисповеданию или убеждениям, часто преследуются в уго-ловном порядке.

Балтийские страны (Литва, Латвия, Эстония), не входящие в состав Содружества Независимых Государств, признавая право на альтернативную службу, до сих пор не имеют достаточно четкого законодательства о порядке ее прохождения. Кроме того, процент призываемых в армию моло-дых людей низок, а количество освобожденных от службы лиц или тех, кому удается использовать ла-зейки в законодательстве, велико.

Отличительной особенностью рассматриваемой проблемы является определенная закономерность. Все страны, в которых была введена альтернативная служба, осуществили это в пери-од с 1990 по 1992 годы, т.е. непосредственно в момент или сразу после распада Советского Союза. Та-кую динамику мы связываем с тем общим подъемом демократического (с элементами освободительного) движения, которым были охвачены все бывшие советские республики в начале 90-х годов. После 1993 года ни одно государство так и не решилось на введение альтернативной службы. Единст-венное исключение – Эстония, где 14 марта 2000 года был принят закон «О военной службе», в кото-ром предусмотрено право на альтернативную службу.

С другой стороны ни одно государство, принявшее соответствующие законы, не предприняло попытку отмены существующего права на альтернативную службу. Исключение состав-ляет Латвия, где до 1997 года действующим законодательством признавалось право на сознательный отказ от военной службы. Новый закон «Об обязательной военной службе», который был принят в 1997 году, исключил такое право и сделал военную службу обязательной для всех лиц мужского пола, неза-висимо от убеждений.

Государства, не принявшие соответствующие законы в начале 90 –х годов, до сих пор не продвинулись вперед по пути решения данной проблемы. Даже закрепление права на альтерна-тивную службу в Конституциях государств не может повлиять на реальную ситуацию с правом на аль-тернативную службу.

Касаясь терминологии, следует отметить, что единой унифицированной системы терминов относительно альтернативной службы пока не сложилось. В первую очередь это касается са-мого термина «альтернативная служба». В различных государствах она называется по-разному: в Кыр-гызстане – альтернативная (вневойсковая) служба, в Азербайджане - альтернативная военная служба, в Молдове и Узбекистане – просто альтернативная служба, в России – альтернативная гражданская служ-ба, на Украине -альтернативная (невоенная) служба, в Латвии – альтернативная (трудовая) служба, а в Грузии – невоенная, альтернативная трудовая служба. Также неодинаково определение самого понятия «альтернативная служба».

Наиболее удачным представляется термин «альтернативная гражданская служба», в котором посредством слова «гражданская» достаточно четко определен основной характер такой служ-бы, и противопоставление военной службе. Слово «гражданская» несет большую смысловую нагрузку, и благодаря ему определение имеет точное значение, при котором усиливается само понятие альтерна-тивы, как возможности выбора иного вида службы, полностью отличного от военной.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz