|
Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ 1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»
ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ 1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
4. ГРУЗИЯ
5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
7. ЛАТВИЯ
8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА
9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН
13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
14. УКРАИНА
15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Заключение
Приложение. Нормативные актыМодельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН ГРУЗИИ
О невоенной, альтернативной трудовой службе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Об альтернативной (вневойсковой) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ
Об обязательной (альтернативной) трудовой службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Об альтернативной службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Об альтернативной службе
ЗАКОН УКРАИНЫ
Об альтернативной (невоенной) службе
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ
О военной службе
Примечания.
АСПАкции скорой помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.
|
|
Введение
Последнее десятилетие уходящего тысячелетия стало последним для государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Получившие независимость республики, входившие в состав СССР поспешили найти свой собственный путь развития. Часть республик объеди-нилось в конфедерацию - Содружество Независимых Государств. Другая часть выбрала полную незави-симость.
Несмотря на объявленные суверенные статусы все без исключения новые государства в большей или меньшей степени несут на себе отпечаток бывшей авторитарной системы- для некото-рых стран это уже история, для других остается в большей части действительностью. Переходный пе-риод времени характеризуется сменой общественно экономической формации, переходу от авторитарного строя к демократическому. Объективно необходимый слом устаревших государственных структур, их замена новыми происходит весьма противоречиво. Во многих случаях давно назревшие проблемы не находят своего должного разрешения. К такой проблеме относится и право гражданина на альтернативную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.
Данная книга задумывалась как некий сборник материалов об альтернативной служ-бе, предназначенный для парламентариев стран СНГ и Балтии. Именно от Парламента зависит приня-тие закона, предоставляющего право на альтернативную службу, что сделано лишь в меньшинстве рес-публик бывшего Советского Союза. К сожалению, информация о сущности альтернативной службы и об опыте других стран (в том числе стран СНГ и Балтии) во многом остается не донесённой до депута-тов, военных чинов и прочих лиц, от которых зависит решение данного вопроса.
В частности, некоторые российские депутаты допускали невежественные выступле-ния , утверждая, что «нигде в Европе нет таких законов, и, что страны Европы против таких Законов» (имеются в виду законы, предоставляющие возможность прохождения альтернативной службы вместо военной –прим. авт.). Естественно, что после таких заявлений не вызывает удивлений, что закон об аль-тернативной службе в России, как и в большинстве других странах СНГ, до сих пор не принят. Остается лишь строить предположения, насколько распространенным среди парламентариев является процити-рованное мнение.
Альтернативная служба – новое явление для всех стран, ранее входивших в «социа-листический лагерь». Советские идеологи в свое время указывали, что «сторонники мира в социалисти-ческих странах не принимают такие требования пацифистов, как отказ от военной службы, от защиты социалистического общества». По их убеждению, «основанному на опыте взаимоотношений социализ-ма с империализмом, такие меры не укрепили бы мира, подорвали бы безопасность СССР и других со-циалистических государств». Поэтому тема отказа от военной службы по убеждениям и, соответствен-но, тема альтернативной службы были закрыты даже для обсуждения.
Вместе с тем, для подавляющего большинства стран, комплектующих национальные вооруженные силы на основании призыва, альтернативная служба рассматривается как обязательный и неотъемлемый атрибут демократических принципов в сфере обеспечения обороны страны. Кроме того, возможность прохождения альтернативной службы есть непосредственная реализация человеком права на свободу совести. В настоящее время все большее количество развитых стран вовсе отказываются от всеобщей воинской обязанности. Соответственно отпадает необходимость и в альтернативной службе.
Для некоторых стран, в частности России, альтернативная служба до сих пор не стала реальностью. Причина – «страх» перед неизвестным, боязнь, что идея альтернативной службы не при-живется в обществе, вызовет хаос в государстве, окончательно развалит вооруженные силы. Сильное военное лобби не заинтересовано в сокращении самой дешевой рабочей силы, которую поставляет при-зывная система.
Мы хотели бы избавить читателей (среди которых, мы уверены, будет немало парла-ментариев) от необходимости сбора информации об альтернативной службе из различных источников. Мы излагаем все необходимые сведения по теме в систематизированном виде. Кроме того, в приложе-нии содержатся все действующие национальные законодательные акты, регулирующие альтернативную службу в странах СНГ и Балтии.
Цель книги – дать полную и достоверную информацию по теме и показать, что аль-тернативная служба может существовать в постсоциалистических странах, не ухудшая обороноспособ-ности этих стран.
Считается, что при решении вопроса о введении альтернативной службы нельзя срав-нивать Россию и развитые западные страны, где есть экономические и политические условия для суще-ствования такой службы. Но институт альтернативной службы уже существует на определенной части бывшего Советского Союза почти десятилетие .
Для стран бывшего СССР введение альтернативной службы значимо еще и потому, что переход к профессиональной армии в этих странах не произойдет в обозримом будущем (невзирая на оптимистичные прогнозы и обещания).
Пятнадцать союзных республик, стартовавших в одно и то же время, находясь при-мерно в одинаковых экономических и политических условиях, в настоящее время, как группа марафон-цев, растянулась змейкой и бежит к одной цели, именуемой правовым государством. Есть в этой группе свои лидеры, а есть и отстающие. Мы не будем касаться темы правового государства в целом, а ограни-чимся лишь одним аспектом- соблюдением права человека на отказ от военной службы по убеждениям совести и замену военной службы альтернативной службой.
Потребность анализа такого правового явления, как замена военной службы альтер-нативной службой, вызвана еще и тем, что страны бывшего СССР пошли по особому пути. Институт альтернативной службы, находясь в процессе становления, приобретает своеобразные черты, которые отсутствуют в моделях альтернативной службы других стран мира.
Хочется надеяться, что выход в свет данной книги хотя бы чуть-чуть ускорит процесс введения альтернативной службы в тех республиках бывшего СССР, где её до сих пор нет. В первую очередь это касается России, Беларуси, Казахстана – наиболее крупных и влиятельных государств, имеющих самые большие по численности вооруженные силы.
Небезынтересной книга будет и для читателей тех стран, где существует альтерна-тивная служба, поскольку есть много нарицаний к действующим моделям альтернативной службы в ряде республик.
В первую очередь мы уделим внимание законодательному аспекту решения пробле-мы, связанной с заменой военной службы альтернативной службой. Соответственно больше внимания будет уделено тем государствам, в которых такое законодательство существует. В тех странах, где пра-во на альтернативную службу до сих пор не признано (либо только продекларировано), будет уделен вопрос текущему законодательству и правовой возможности добиваться права на альтернативную службу.
В тех странах, где отсутствует реальное право и легитимная процедура отказа от во-енной службы, существование «узников совести» является закономерностью. И почти все случаи уго-ловных дел, возбуждаемых в отношении сознательных отказников, похожи один на другой. В некото-рых случаях, когда дело разбирается действительно компетентным и беспристрастным судом, удается добиться справедливого решения, но таких примеров единицы, и это исключение лишь подтверждает правило: правовые пробелы в законодательстве или законы, нарушающие основные права человека, влекут страдания ни в чём не повинных людей.
В большинстве случаев, как раз по причине несовершенства законодательства, при-зывники, которые по убеждениям или вероисповеданию отказываются проходить военную службу, подвергаются уголовным преследованиям.
Со всей уверенностью можно сказать, что само государство создаёт потенциальных «преступников» и «узников совести», потому что не желает пойти на компромисс с инакомыслящими членами общества.
Книга имеет цель дать пищу для размышлений о форме устройства альтернативной службы, поскольку у каждой из стран есть свой специфический подход к решению этой проблемы. Го-сударства, входящие в состав СНГ, не принявшие до сих пор законов об альтернативной службе, имеют уникальную возможность воспользоваться опытом своих соседей, накопленным за последнее десятиле-тие.
Говоря об унификации законодательства об альтернативной службе в странах СНГ, стоит отметить, что принятие в 1999 году Модельного Закона «Об альтернативной (невойсковой) служ-бе», по нашему мнению, является не вполне удачной попыткой активизации процесса принятия анало-гичных законов национальными парламентами стран-участниц СНГ. Модельные проекты законов, не-сомненно, имеют огромный положительный потенциал, но в данном случае принятый Модельный За-кон содержит множество недостатков. Причем, нужно уже сейчас предотвратить его «копирование» другими станами во избежание повторения ошибок.
Следующая
статья >> |
|