|
Международный уголовный суд
Осуществление Римского статуса
Угроза со стороны США
Кампании
|
|
Пресечь безнаказанность: кампания за учреждение системы международного правосудия
Если мы хотим в 21-м веке избежать тех зверств, которыми "славился" век 20-й, необходимо учредить общемировую правовую систему, которая положит конец безнаказанности преступников, виновных в совершении таких ужасных злодеяний, как геноцид, преступления против человечества, военные преступления, пытки, внесудебные казни и "исчезновения". Подобная система нужна для того, чтобы люди, которые только собираются совершить столь отвратительные вещи, не смели и думать об этом, а также для того, чтобы жертвы этих преступников могли добиться справедливости и отмщения. Система международного правосудия может оказаться полезной и в случае крупномасштабных вооружённых конфликтов - для форсированного умиротворения противоборствующих сторон/ государств.
20-й век стал, пожалуй, наибоее кровавым веком в истории человечества. Миллионы людей пали жертвами геноцида, преступлений против человечества, пыток, внесудебных казней и "пропажи без вести". Эти преступления совершались по всему миру как в военное время, так и в "мирные" дни, а также в ходе гражданских войн.
Несмотря на распространённость и бесчеловечный характер преступлений, имевших место в 20-м веке, к нашему общему стыду, только небольшая часть виновных была привлечена к ответственности. Процессы над военными преступниками происходили, в основном, после окончания 2-й мировой войны, а в последнее время - после войн в бывшей Югославии и Руанде. В упомянутых случаях международное сообщество учреждало международные трибуналы, в юрисдикцию которых попадали наиболее серьёзные преступления. В случаях с бывшей Югославией и Руандой, ряд судебных процессов проводился в рамках национальных судебных систем. И совсем редко подобные процессы проводились судами иных государств за преступления, совершённые на их территории.
Не может не тревожить тот факт, что подавляющему большинству преступников было прекрасно известно, что их едва ли когда-либо смогут привлечь к ответственности. Тенденция оставлять преступления безнаказанными существует, и тому есть много причин. Вот лишь некоторые: суды национальных судебных систем зачастую неспособны выполнять свои обязанности по окончании вооружённого конфликта; власти вовлечённого государства, а также международное сообщество, не всегда демонстрируют достаточную политическую волю; довольно часто национальное законодательство просто не содержит необходимой базы, чтобы преследовать преступников, совершивших указанные виды преступлений. Например, определение преступления не совпадает с определением, принятом в международном законодательстве; или же международному законодательству не соответствуют принципы уголовной ответственности и защиты. Не редки случаи, когда суды оказываются не в состоянии осуществить всеобщую юрисдикцию над подозреваемыми, задержанными на территории этого же государства, или хотя бы выдать их международным судам только лишь потому, что национальное законодательство не позволяет им этого сделать.
Международная Амнистия проводит кампанию по пресечению безнаказанности, ассоциируемой с преступлениями подобного рода. С этой целью МА, наряду с тысячами других неправительственных организаций и гражданских групп по всему миру, оказывает давление на правительства с целью учреждения международной правовой системы (наряду с существующими национальными правовыми системами), способной привлечь таких преступников к ответственности. В частности, Международная Амнистия призывает все государства:
1. Ратифицировать Римский Статут Международного уголовного суда; предусмотреть эффективное национальное законодательство, гарантирующее сотрудничество с МУС;
2. Подчиниться всеобщей юрисдикции и пользоваться ею в случае таких преступлений, как геноцид, преступления против человечества, военные преступления, пытки, внесудебные казни, "исчезновения". Национальные судебные органы должны иметь возможность проводить соответствующие расследования и, при наличии необходимых доказательств, преследовать на своей территории всякого, кто заподозрен в указанных преступлениях независимо от места совершения преступления и национальной принадлежности обвиняемого или жертвы.
3. Принять законы, которые бы обеспечивали сотрудничество государственных стурктур с Международными уголовными трибуналами по бывшей Югославии, Руанде, а также иными международными судами, которые могут появиться в будущем.
<< Предыдущая
статья | Следующая
статья >>
|
|