|
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ:ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Озабоченность Международной Амнистии о беженцах
и перемещенных лицах
По официальным оценкам, усилившиеся воздушные налеты вынудили около 200
000 мужчин, женщин и детей бежать из Чечни, из которых, согласно
российскому министерству по чрезвычайным обстоятельствам, более 168 000
нашли приют в соседней российской республике Ингушетия; еще 10 000 человек
в настоящее время находятся в Северной Осетии, 4000 человек - в
Ставропольском крае и 3000 человек - в республике Дагестан. Меньшее число
людей бежали в Грузию и Азербайджан, таким образом став беженцами.
Главный предмет озабоченности Международной Амнистии в отношении
перемещенных лиц и беженцев касается отсутствия доступа агентств ООН и НПО
по оказанию гуманитарной помощи и защиты; как и сообщения о том, что
людям, спасающимся от конфликта, чинятся препятствия при пересечении
национальных и международных границ, а также возможность того, что имело
место вынужденное переселение.
Закрытие 23-го октября российскими войсками последней трассы из Чечни в
Ингушетию усугубило бедствие многих перемещенных лиц, спасающихся от
конфликта. Согласно агентству “Интерфакс”, президент Ингушетии Руслан
Аушев сказал: “У этих людей нет возможности вырваться из Чечни. В основном
это женщины, дети и старики”. Российские власти в оправдание своих
действий, заявили, что среди гражданских лиц могут быть террористы.
Агентство “Франс-Пресс” процитировало 26-го октября представителя Офиса
президента Ингушетии, якобы сказавшего, что несколько тысяч мирных
граждан, пытавшихся пересечь границу с Ингушетией, были остановлены или
повернуты назад в Чечню федеральными войсками, в результате закрытия
границы российскими федеральными властями. Согласно сообщениям, с 23-го
октября никому не было разрешено пересечь границу, пешком или на машине,
что, как сообщают, также привело к разлучению семей. Согласно сообщениям
прессы, российские федеральные войска якобы были проинструктированы
стрелять на месте в каждого, кто попытается переходить чечено-ингушскую
границу.
Согласно некоторым сообщениям СМИ, 1 -го ноября российские пограничники
вновь открыли границу с Чечней, позволив людям, блокированным более чем в
течение недели, покинуть регион или возвратиться туда в поисках потерянных
родственников. По сообщениям, в первых машинах из Чечни, со дня закрытия
российскими войсками границы, находились перемещенные лица, которые, как
сообщают, составили 15-километровую живую очередь. Другие сообщения прессы
предполагают, что российские войска открыли только один маршрут через
границу - из Ингушетии в Чечню - ограниченному числу машин с перемещенными
лицами.
По сообщениям, российские федеральные войска ночью 22 октября нанесли
удар по г. Серноводску, около границы с Ингушетией. Сообщали, что согласно
очевидцам, город был полон перемещенных лиц, и также заявлялось, что
российские солдаты убили двух перемещенных лиц, пытавшихся перейти в
Ингушетию.
Ранее полученные сообщения содержат такие же заявления. Представители
“Мемориала”, возвратившиеся из Ингушетии 13-го октября, сказали
Международной Амнистии, что 11-го октября они интервьюировали несколько
перемещенных лиц, которые были повернуты назад на границе с Северной
Осетией. Они сказали, что они были вынуждены возвращаться в Чечню вдоль
реки Терек, подвергаясь артобстрелу с обеих сторон. Согласно полученной
информации, 29-го сентября командир российских внутренних войск якобы
приказал министру внутренних дел Северной Осетии закрыть проход для машин
и гражданских лиц между территорией Чечни, Ингушетии и Северной Осетии
путем проверки блокпостов.
Российские солдаты, проинтервьюированные 12-го октября корреспондентом
агентства “Франс-Пресс”, заявили, что чеченские боевики иногда маскируются
как беженцы в попытке пересечь границу, но что правительственные силы
останавливают их арт-огнем. “Никто не имеет права перейти эту границу”, -
как сообщают, заявил один солдат, при условии своей анонимности. “Мы часто
открываем огонь по людям, пытающимся перейти границу”. Сообщалось 8-го
октября, что неделей ранее грузинское телевидение передавало интервью с
женщинами и детьми, которые, в течение пяти дней, шли пешком через горы в
Грузию из пригородов Грозного. Согласно этим очевидцам, во время
бомбардировки российскими войсками моста на реке Сунжа в Чечне были убиты
женщина и двое маленьких детей.
10-го октября корреспондент агентства “Франс-Пресс” сообщил из Шатили,
расположенном в грузинском горном районе Хевсурети, с блокпоста,
пропустившим в течение последних двух недель около 1000 человек, что рано
утром туда прибыли беженцы со своими пожитками в руках - они пришли узкой
вьючной тропой, 1500 метров над уровнем моря и служащей единственной
артерией между этими двумя кавказскими регионами.
“Мы ехали всю ночь, потому что днём русские бомбили дорогу”, сказала
Ирина, домохозяйка из Грозного, бежавшая из Чечни со своими двумя детьми.
“Они бомбят по всему пути до самой границы”. сказала Ирина, и что ей
пришлось полтора часа идти пешком от того места, где дорога закончилась на
чеченской стороне, до границы и потом ещё два километра до начала дороги
на грузинской стороне. “На дороге в Ингушетию - сплошной затор, и по ней
могут проехать только те, у кого есть деньги”, продолжала она, добавив,
что их группа, состоявшая из 18 женщин и восьмерых детей, находилась в
пути три дня
Потом поступали различные сообщения о том, что российская полиция на
границе Чечни с республикой Северная Осетия на юге России требовала деньги
у чеченцев, стремившихся спастись бегством из зоны конфликта. Полиция на
одном из пограничных постов требовала по 1000 рублей (около 40 долларов) и
по 500 рублей за пропуск в Северную Осетию соответственно каждого мужчины
и каждой женщины.
25 октября власти Ингушетии заявили, что в их республике были
зарегистрированы 129 765 перемещенных лиц. Однако Международная Амнистия
обеспокоена сообщениями о том, что большому числу гражданских лиц,
пытающихся искать убежища за пределами затронутых конфликтом зон, чинят
препятствия в этом, из-за чего их жизни находятся под угрозой.
Из-за массового исхода перемещённых лиц в такой короткий промежуток
времени и из-за отсутствия в регионе представителей международных агентств
возможности местных властей оказались чрезвычайно перенапряжены. Хотя
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и ЮНИСЕФ
(Детский фонд ООН) сумели отправить в места скопления беженцев несколько
транспортов, гружёных предметами первой необходимости, всё же местные
чиновники и Российский Красный Крест сообщали о серьёзных проблемах,
связанных с отсутствием основных ресурсов, как например, палаток, одеял,
лекарственных и санитарно-гигиенических средств. С приближением зимы нужды
беженцев, по-видимому, станут ещё острее. 22 октября УВКБ выразила свою
усиливающуюся озабоченность тем, что к началу зимы, которая бывает суровой
на Северном Кавказе, десятки тысяч людей не будут иметь приюта. Того же 25
октября, Верховная уполномоченная ООН по делам беженцев выразила свою
тревогу в связи с возрастающим числом жертв среди гражданского населения в
Чечне и в связи с тем, что граница между Чечней и Ингушетией была закрыта.
28 октября ООН объявила, что вскоре в регион отправится делегация ООН с
заданием оценить размеры гуманитарной катастрофы.
В сентябре 1999 г. Совет безопасности единогласно утвердил резолюцию №
1265, в которой утверждалось, среди прочего, что Совет “подчёркивает
важность безопасного и беспрепятственного доступа персонала гуманитарных
организаций к гражданским лицам, находящимся в ситуации вооружённого
конфликта, включая беженцев и внутренних перемещенных лиц, а также
важность защиты оказываемой им гуманитарной помощи”.
Согласно сообщениям средств массовой информации правительство
Российской Федерации начало процесс возвращения перемещённых лиц в районы
Чечни, находящиеся под российским контролем. Однако, как говорилось в
сообщении агентства Рейтере от 20 октября, многие их тех, кто
возвращается, обнаруживают, что их дома разрушены и ограблены и что
отсутствуют самые элементарные условия для существования. Поступали также
сообщения о перемещении беженцев в центральную Россию, в Тамбов, где, по
словам местных должностных лиц, у некоторых из них нет зимней одежды и
денег на питание. Ввиду отсутствия в регионе представителей международных
агентств возникают серьёзные сомнения в отношении того, что такое новое
перемещение перемещённых лиц производится на добровольной и
информированной основе.
Эти действия являются нарушением международных правовых норм,
изложенных в документе ООН “Руководящие принципы ООН касательно
внутреннего перемещения” и подтверждённых Резолюцией 1998/50 Комиссии по
правам человека. Принцип 14 гласит, что каждое внутреннее перемещённое
лицо имеет право на свободу передвижения и выбора места своего жительства.
В том же принципе предусмотрено также право внутренних перемещённых лиц на
свободный вход в лагеря и другие поселения и выход из них. Принцип 15
гласит, что внутренние перемещённые лица имеют:
- право искать безопасности в другой части страны,
- право покинуть свою страну,
- право просить убежища в другой стране и
- право на защиту от принудительного возвращения или переселения в
любое место, где их жизнь, безопасность, свобода и/или здоровье будут
под угрозой.
Готовность правительства Грузии предоставить защиту беженцам,
покидающим Чечню, является вполне общепризнанной. Тем не менее, вызывают
крайнюю тревогу сообщения о том, что на границах Грузии отсеивают
“боевиков” и других лиц с “сомнительной репутацией”. Согласно другим
неподтверждённым сообщениям, которые мы получили, мужчинам “боеспособного”
возраста запрещён въезд в Грузию, и это может привести к разлучению семей
на границе и к насильственному возвращению законных беженцев в места, где
им грозит опасность.
Необходимость в процессе отсеивания, среди прочего, приписывается
политической озабоченности в самой Грузии и давлению, оказываемому на
грузинское правительство Россией, причём такое давление усиливается тем,
что российские войска бомбят некоторые приграничные регионы. По
сообщениям, 87-километровый чеченский участок грузинско-российской границы
находится под усиленной охраной.
Хотя мы понимаем, что правительство Грузии заботит стабильность его
страны, однако, возвращение людей, просящих убежища, без предоставления им
надлежащей возможности того, чтобы причины, по которым они просят убежища,
были рассмотрены, является нарушением международного права касательно
беженцев.
Аналогичным образом, мы напоминаем правительству Российской Федерации,
что, в соответствии с Декларацией ООН о территориальном убежище,
предоставление государством убежища лицам, имеющим право сослаться на
статью 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и
гуманитарным актом и как таковое не может считаться никаким другим
государством недружественным актом.
Пьер Санэ Генеральный секретарь
Международная Амнистия ноябрь 1999 AI Index: EUR
46/38/99
<< Предыдущая
статья | Следующая
статья >>
|
|