|
|
|
Демократическая Республика Конго: массовые изнасилования – требуется исцеление
26 октября 2004 г.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»
Ниже приводится подборка фактов из доклада «Массовые изнасилования – требуется исцеление». В докладе излагаются результаты интервью и расследований, проведённых «Международной Амнистией» в восточных провинциях Демократической Республики Конго (ДРК) в 2004 году. Данный доклад подготовлен в рамках всемирной кампании МА «Остановим насилие в отношении женщин». Основной упор в докладе сделан на одной из наиболее острых потребностей жертв изнасилования – получении должной медицинской помощи и необходимости безотлагательного принятия мер со стороны переходного правительства ДРК и международного сообщества стран-доноров.
Несмотря на целый ряд соглашений о прекращении огня, достигнутых на международном и национальном уровнях в конце 2002 года и в 2003 году, в восточных регионах ДРК сохраняется нестабильность. Конфликт периодически разгорается вновь.
НАСИЛИЕ
В ходе вооружённого конфликта в восточной части ДРК десятки тысяч женщин и девушек систематически подвергались сексуальному насилию со стороны всех сил, принимающих участие в конфликте.
В беседах с представителями МА опытные сотрудники ООН и международных гуманитарных организаций сходились в том, что нигде, кроме как в ДРК, они не сталкивались с такими массовыми изнасилованиями во время боевых действий. Все они также единодушно подчёркивали, что на текущий момент установлены далеко не все жертвы.
Представители всех вовлечённых в вооружённый конфликт в ДРК сторон совершали изнасилования и другие виды сексуального насилия, в том числе члены вооружённых сил ДРК, Руанды, Бурунди и Уганды.
В ДРК насиловали и девочек, в том числе шестилетних, и пожилых женщин старше 70 лет.
Женщины, которые из-за болезни, беременности или увечья неспособны убежать от своих обидчиков, неизменно подвергаются сексуальному насилию.
Женщин всех возрастов используют в качестве сексуальных рабынь. Их забирают силой и в дальнейшем обращаются с ними как с «собственностью» одного или нескольких бойцов. В плену они проводят кто дни, кто месяцы, а кто и годы.
Тысячи девушек насильственно призываются в вооружённые отряды в качестве бойцов либо полевых «жён».
Жертвами полового насилия стали также многие мужчины.
Большинство вооружённых отрядов систематически занимаются групповым изнасилованием, иногда в них участвуют до 20 человек. Также весьма распространены коллективные изнасилования нескольких женщин. Огромное число женщин и девушек насиловали несколько раз, в разное время, разные люди.
Как правило, изнасилование сопровождается побоями и угрозами, а зачастую и жестокими пытками. В частности, насильники вбивают в женское влагалище стволы оружия, ножи, острые палки, куски стекла или ржавые гвозди, камни, песок или щебень, что приводит к жесточайшим физическим травмам и страданию. Нередко во время изнасилования или в процессе него в женщин стреляли, иногда в гениталии.
Матерей вместе с дочерьми зачастую насилуют прилюдно, на глазах у родственников. В ряде случаев их заставляли под дулом автомата иметь сношение с другими членами семьи, в том числе с сыновьями и братьями.
Женщин и девушек насиловали на улицах, в поле и в собственных домах, на пути в школу или по дороге домой из церкви. Во многих районах женщины и девочки не осмеливаются ходить в одиночку и даже группами. Страх не позволяет им даже сходить за водой или на рынок.
Насилие не прекращается, поскольку оно остаётся безнаказанным. Насильники вершат своё дело в практически абсолютной безопасности.
Изнасилования применялись в качестве орудия ведения войны с целью дестабилизации сил противника, в качестве репрессивных мер, для расшатывания основополагающих ценностей общества и глубокого унижения жертв и свидетелей, а также для подчинения населения путём его запугивания и нагнетания страха.
Ещё одним источником мотивации стали суеверия и фетишизм. Некоторые насильники убеждены в том, что секс с малолетним ребёнком или женщиной старшего возраста оберегут их от болезней, в том числе ВИЧ/СПИДа.
В мае 2004 года получили огласку серьёзные обвинения в сексуальной эксплуатации со стороны гражданского и военного персонала MONUC (марокканского контингента миссии ООН) в г. Бунии (провинция Итури).
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Жестокость акта изнасилования приводит к серьёзным физическим травмам, для лечения которых требуется длительный и сложный уход. Нередким исходом является потеря пережившими изнасилование женщинами способности рожать. Восстановление репродуктивных органов хирургическим путём стоит недёшево.
Наблюдается вспышка заболеваний, передающихся половым путём, в том числе сифилиса, гонореи и ВИЧ/СПИДа. Точные статистические данные об уровне распространения ВИЧ/СПИДа отсутствуют. По данным «Национальной программы по борьбе со СПИДом», в восточных провинциях степень инфицированности может превышать 20%, а в ближайшие 10 лет заражённым может оказаться свыше половины населения.
Последствия для психики жертв изнасилования включают в себя депрессию, синдром посттравматической дезориентации, шок, ярость и стыд, падение самооценки, потерю памяти, тенденцию винить во всём себя, ночные кошмары и спонтанные воспоминания об акте изнасилования, головные боли, тошноту, боли в желудке, потерю сна и усталость. Во многих случаях симптомы встречаются в сочетании.
Психические проблемы зачастую усугубляются страхом оказаться брошенной мужем или отвергнутой семьей и окружающими.
ОТСУТСТВИЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПОМОЩИ
Система здравоохранения, испытывавшая крайнюю нехватку ресурсов и до войны, во время боевых действий полностью распалась. Повсеместно наблюдается отсутствие гигиены, воды и электричества. Не хватает элементарных средств стерилизации инструментов.
Медицинским учреждениям недостаёт материальных, организационных и финансовых ресурсов. В некоторых случаях в больницах и медпунктах отсутствуют крыши, стёкла, двери и койки. Транспортная инфраструктура также полностью распалась. Большинство людей передвигаются исключительно пешком.
За пределами крупных городов неотложную медицинскую помощь оказывают лишь незначительной части жертв. При этом порядка 70% населения проживает в сельской местности. Подавляющее большинство медперсонала в сельских районах не имеют достаточного образования и не обладают квалификацией, необходимой для лечения венерических заболеваний.
Правительство не платит и не оказывает какой-либо поддержки докторам и медсёстрам.
Населению приходится самим оплачивать лечение; государственная поддержка отсутствует как таковая. Подавляющее большинство населения ДРК живёт примерно на 20 центов США на человека в день. У них просто нет средств для оплаты медицинских услуг.
В ДРК практически полностью отсутствуют службы психологической поддержки и специалисты-психотерапевты.
На востоке страны имеется лишь два крупных госпиталя, которые – при мощной поддержке международного сообщества – содержат в штате гинекологов и располагают достаточными кадровыми ресурсами и специальным оборудованием для оказания помощи (в т.ч. хирургического вмешательства) жертвам полового насилия.
Бельгия, Канада, ЕС, Франция, Германия, Япония, Швеция, Швейцария, Соединённое Королевство и США в существенной степени материально поддерживают ДРК.
На сегодняшний день лишь международные и национальные неправительственные организации, а также немногие из местных врачей и медсестёр оказывают помощь и предоставляют необходимый уход жертвам изнасилования. Принимая во внимание, насколько велика потребность в этом, текущий уровень поддержки следует признать явно недостаточным.
ОТТОРЖЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЫТАЛКИВАНИЕ
Пережившие изнасилование повсеместно сталкиваются с дискриминацией и отторжением со стороны общества, в том числе оскорблениями и угрозами. Во многих случаях изнасилованных женщин бросали мужья, предоставляя им самим заботиться о детях.
Отторжение проистекает, в основном, из распространённых представлений о том, что женщины всегда сами виновны в произошедшем. Нередко считается, что они опозорены и запятнаны.
Если после изнасилования происходит зачатие, детям, как правило, предстоит пережить то же унижение и отторжение, что и матерям.
Страх перед ВИЧ/СПИДом, столь распространённый в восточных провинциях ДРК, усиливает неприязнь к жертвам изнасилования и их детям, а также к остальным предположительно инфицированным людям.
Социальное отторжение оборачивается для жертв громадными трудностями в плане экономики – их выгоняют из дома и лишают доступа к средствам существования.
На защиту интересов жертв изнасилования встали некоторые женские и правозащитные организации ДРК, религиозные организации и агентства по развитию.
Сотрудникам НПО приходится действовать в тяжёлой и опасной обстановке. Местные административные и военные власти в восточных районах ДРК относятся к активистам враждебно, опасаясь, что те прольют свет на их причастность к случаям нарушения прав человека.
|
| |