На главную
О нас
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Проекты
Контакты и ссылки




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Программа «Международной Амнистии» по предупреждению пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания со стороны представителей органов власти

Пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (другие виды негуманного обращения) нарушают права человека. Пытки и другие виды негуманного обращения осуждаются международным сообществом как оскорбляющие человеческое достоинство; международное право исключает их применение при любых обстоятельствах. Тем не менее, они имеют место каждый день и во всех уголках мира. Необходимо принять срочные меры по борьбе с данными видами нарушения прав человека, где бы они ни совершались, вплоть до полного искоренения. «Международная Амнистия» призывает правительства всех стран реализовать изложенную ниже программу из 12 пунктов, и предлагает всем заинтересованным лицам и организациям проследить за ходом её выполнения. «Международная Амнистия» считает, что принятие правительством той или иной страны ниже перечисленных мер свидетельствует о его готовности положить конец пыткам и другим видам негуманного обращения в собственной стране, а также добиваться их ликвидации во всём мире.

1. Осудить пытки и другие виды жестокого обращения

Высшие органы власти страны должны показать свою абсолютную нетерпимость к пыткам и другим видам жестокого обращения. Следует безусловно осуждать подобную практику во всех случаях её применения. Всех сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и других представителей силовых структур нужно чётко проинструктировать о недопустимости пыток и других видов жестокого обращения.

2. Предоставить доступ к задержанным и заключённым

Пытки и другие виды негуманного обращения нередко имеют место в случае, когда заключённые лишены права сообщения с внешним миром и, соответственно, возможности связаться с кем-то на свободе, кто бы мог оказать им помощь или узнать о том, что с ними произошло. Практике содержания под стражей без права сообщения с внешним миром нужно положить конец. Власти должны сделать всё необходимое для того, чтобы задержанные представали перед независимым судебным органом сразу после взятия под стражу. Задержанные должны иметь возможность увидеться с родными, проконсультироваться с адвокатом и получить медицинскую помощь как сразу после задержания, так и в дальнейшем – на регулярной основе.

3. Покончить с тайным содержанием под стражей

В некоторых странах людей пытают или подвергают жестокому обращению в тайных местах содержания под стражей, зачастую – после того, как человеку устроили «исчезновение». Власти обязаны проследить за тем, чтобы задержанных и заключённых содержали только в официальных местах временного содержания или лишения свободы. Кроме того, власти должны обеспечить возможность немедленно извещать родственников, адвокатов, судебных органов и других заинтересованных лиц и организаций, таких как Международный Комитет Красного Креста (МККК), о факте задержания и местонахождении арестантов. Родственники и адвокаты должны иметь возможность в любой момент времени прибегнуть к эффективным средствам судебной защиты, чтобы оперативно получить информацию о месте пребывания заключённого и основаниях для его ареста, а также принять меры по обеспечению его безопасности.

4. Обеспечить гарантии защиты во время заключения и допроса

Всем задержанным следует немедленно сообщать об их правах, в том числе о праве подать жалобу на плохое обращение и о праве на немедленное рассмотрение судьёй правомерности ареста. Судьям следует принимать к рассмотрению все заявления о применении пыток или других видов жестокого обращения и, в случае если задержание является незаконным, выносить постановление об освобождении задержанного. Во время допросов обязательно присутствие адвоката. Правительствам надлежит обеспечить условия содержания под стражей, соответствующие международным стандартам обращения с заключёнными, а также принимать во внимание интересы представителей особо уязвимых групп. Управление исполнение наказаний (УИН) не должно выполнять функцию дознания – эту обязанность следует возложить на другой орган. Во всех местах содержания под стражей необходимо проводить регулярные и независимые проверки без каких-либо ограничений и предварительного уведомления.

5. Запретить в законодательном порядке пытки и другие виды жестокого обращения

Правительствам надлежит принять законы о запрете и предотвращении пыток и других видов жестокого обращения, включив в них основные элементы Конвенции ООН против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Конвенции против пыток), а также иных международных стандартов в этой сфере. Все виды телесного наказания – налагаемого в уголовном или административном порядке – следует отменить. Запрет на применение пыток и других видов жестокого обращения, а также действие мер по их предупреждению не должны приостанавливаться ни при каких условиях, в том числе во время военного положения или в иных чрезвычайных обстоятельствах.

6. Расследовать предполагаемые случаи применения пыток

Безотлагательное, беспристрастное и эффективное расследование всех жалоб и сообщений о пытках и других видах жестокого обращения должно проводиться органом, не зависящим от предполагаемых виновников преступлений. Рамки, методы и результаты таких расследований следует предавать огласке. Должностные лица, подозреваемые в применении пыток или других видов жестокого обращения, должны отстраняться от занимаемых должностей на время проведения расследований. Необходимо предоставлять защиту от запугиваний и мести жалобщикам, свидетелям и другим подвергающимся угрозе лицам.

7. Преследовать виновных в судебном порядке

Каждый, кто несёт ответственность за применение пыток и жестокого обращения, должен предстать перед судом. Этот принцип применим к подозреваемым в совершении этих правонарушений, где бы они ни находились, независимо от гражданства или служебного положения, места совершения преступления, национальной принадлежности жертв или срока давности преступления. Правительствам надлежит осуществлять всестороннюю юрисдикцию в отношении подозреваемых в этих преступлениях, экстрадировать их или передавать в распоряжение международных уголовных судов, а также сотрудничать в таких уголовных процессах. Судебные разбирательства должны быть справедливы. Приказ вышестоящего должностного лица ни в коем случае не следует принимать как оправдание пыток или жестокого обращения.

8. Не использовать сведения, полученные под пыткой или в результате жестокого обращения

Властям следует принять меры для того, чтобы показания и другие сведения, полученные вследствие пыток или жестокого обращения, не могли использоваться ни в каких судебных процедурах, кроме дел в отношении обвиняемых по фактам применения пыток или других видов жестокого обращения.

9. Обеспечить эффективную подготовку сотрудников

Во время подготовки сотрудников пенитенциарной системы, прокуратуры, милиции и медицинских учреждений в системе УИН, следует довести до сведения обучаемых, что пытки и жестокое обращение являются уголовным преступлением. Должностным лицам необходимо внушить, что отказ подчиняться любому приказу о применении пыток или других видов жестокого обращения является не только их правом, но и обязанностью.

10. Возмещать ущерб пострадавшим

Государство должно своевременно возмещать ущерб пострадавшим от пыток или других видов жестокого обращения и их иждивенцам, в том числе восстанавливать их правовое положение, предоставлять справедливую и достаточную денежную компенсацию, а также необходимую медицинскую помощь и реабилитацию.

11. Ратифицировать международные соглашения

Правительствам всех стран следует безоговорочно ратифицировать международные соглашения, гарантирующие защиту от пыток и других видов жестокого обращения. Сюда относятся, в первую очередь, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, а также Конвенция ООН против пыток с сопутствующими декларациями, предоставляющими право подавать жалобу на индивидуальном и межгосударственном уровне, и Факультативный протокол к ней. Правительства должны следовать рекомендациям международных органов и экспертов по предупреждению пыток и других видов жестокого обращения.

12. Нести международную ответственность

Правительства должны использовать все доступные им средства, чтобы выступать в защиту пострадавших перед органами власти тех стран, откуда поступают сообщения о пытках и жестоком обращении. Следует следить за тем, чтобы обмен опытом в области подготовки военных, полиции и других сотрудников правоохранительных органов, а также поставляемое им оборудование не применялись для пыток и других видов жестокого обращения. Правительства не должны принудительно депортировать или передавать людей в те страны, где им грозят пытки или жестокое обращение.

* * *

В приведённой выше программе из 12 пунктов изложены меры по предупреждению пыток или других видов жестокого обращения с людьми, находящимися под стражей, или по иной причине оказавшихся в руках представителей государства. Программа была впервые принята «Международной Амнистией» в 1984 году, переработана в октябре 2000 года и вновь пересмотрена в апреле 2005 года. «Международная Амнистия» следит за выполнением правительствами международных обязательств по предупреждению и наказанию пыток и других видов жестокого обращения, совершённых представителями государства или частными лицами. «Международная Амнистия» также выступает против применения пыток и других видов жестокого обращения членами вооружённых политических группировок.


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | К а м п а н и и| Ф о т о г а л е р е я | Ф о р у м| П р о е к т ы| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz