|
|
|
Косово (Сербия и Черногория): мартовский всплеск насилия - год спустя
18 марта 2005 г.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Сегодня «Международная Амнистия» выразила обеспокоенность в связи с неподотчётной деятельностью Временной миссии ООН в Косово (МООНК) и международных вооружённых сил в Косово под командованием НАТО (КФОР), а также их нежеланием признать какую-либо ответственность со своей стороны за неспособность обеспечить защиту прав этнических меньшинств во время широкого всплеска межнациональной розни в Косово 17-18 марта 2004 г.
Год спустя после упомянутых событий «Международная Амнистия» по-прежнему призывает МООНК и КФОР, а также правительства некоторых стран-членов НАТО, предать публичной огласке результаты расследования мартовских событий, и привлечь к ответственности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, замешанных или виновных в нарушении прав человека в Косово.
В своём докладе, посвященном всплеску насилия в марте 2004 г. и опубликованном в прошлом году, «Международная Амнистия» выразила глубокую обеспокоенность в связи с неспособностью как национальных, так и международных вооружённых сил обеспечить защиту национальных меньшинств в ходе столкновений, охарактеризовав действия МООНК и КФОР как непоследовательные и несогласованные.
В своём докладе «Международная Амнистия» обратилась к МООНК и КФОР с призывом огласить результаты расследования по факту неспособности КФОР обеспечить защиту этническим меньшинствам, и, соответственно, к правительствам Франции и Германии провести расследование соответствующих сообщений о роли и действиях контингентов этих стран, которые, по всей видимости, не смогли обеспечить защиту членам сербских общин из села Свиньяры и города Призрен, и также сделать общедоступными заключения проведённых расследований.
МООНК и НАТО сообщили «Международной Амнистии» о том, что ими предприняты меры к тому, чтобы ряд допущенных ошибок не был повторён в будущем, в том числе чтобы было улучшено взаимодействие между МООНК и КФОР, были пересмотрены планы действий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также были проведены совместные учения полиции МООНК и КФОР по отработке операций на случай вспышек насилия. Тем не менее, ни НАТО, ни какая-либо из стран-членов этой организации, не огласили результаты своих расследований в отношении действий своих воинских контингентов в ходе мартовских событий.
«Международная Амнистия», тем не менее, приветствует меры, предпринятые полицией МООНК на сегодняшний день по привлечению к ответственности 179 человек, виновных в нарушении прав человека в ходе мартовской вспышки насилия. Оперативные действия полиции МООНК по привлечению к ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступлений на межэтнической почве, вносят значительный вклад в борьбу с культурой безнаказанности, господствующей в Косово в течение столь долгого времени. Несмотря на всё вышесказанное, не ослабевает обеспокоенность «Международной Амнистии» в связи с заметными недостатками в обеспечении ответственности сотрудников полиции МООНК, КФОР, а также Косовской полицейской службы (КПС).
Хотя расследование инцидента, в ходе которого сотрудник полиции МООНК застрелил участника массовых беспорядков, показало, что полицейский предположительно действовал в целях самозащиты, организация выражает обеспокоенность в связи с сокрытием результатов расследования по факту убийства трёх других граждан во время проводимой КФОР операции.
«Международной Амнистии» стало известно о том, что было проведено около 69 расследований по различным обвинениям в отношении сотрудников КПС, но что не было обнаружено достаточных улик для уголовного преследования виновных ни по одному случаю. Согласно МООНК, всё еще допускающей возможность принять меры дисциплинарного взыскания, уголовное преследование зачастую невозможно по причине противоречивости свидетельских показаний, а также нежелания некоторых очевидцев давать показания. «Международная Амнистия» выражает озабоченность в связи с тем, что представители меньшинств, выдвинувшие обвинения против сотрудников КПС, не уверены в том, что власти способны обеспечить их безопасность, в том случае если они начнут давать свидетельские показания.
Несмотря на то, что повторной вспышки насилия на этнической почве удалось избежать, «Международная Амнистия» по-прежнему обеспокоена тем, что, по данным УВКБ, в результате мартовских событий более 4100 человек вынуждены были покинуть места постоянного проживания, и на данный момент треть из их - около 1690 человек - по-прежнему остаются вынужденными переселенцами и проживают, в основном, на территории сербских анклавов. Помимо этого, организация выражает озабоченность в связи с тем, что спустя год после мартовских событий не наблюдается никакого прогресса в решении вопроса об обеспечении представителям меньшинств равных прав с представителями этнического большинства.
«Международная Амнистия» обращается с призывом к:
французскому правительству, НАТО и КФОР предоставить доказательства того, что они провели расследование сообщений о роли и действиях французского контингента КФОР в событиях в селе Свиньяры, а также огласить результаты и методы данного расследования;
немецкому правительству огласить результаты расследования, проведённого парламентской подкомиссией в отношении событий в Косово;
полиции МООНК и силам КФОР огласить результаты расследований в отношении действий членов МООНК, КПС и КФОР, подозреваемых в нарушении прав человека в ходе мартовских событий.
Краткая справка
В результате всплеска насилия на этнической почве в марте 2004 г. погибли, по меньшей мере, 19 человек, среди них одиннадцать албанцев и восемь сербов, более 1000 человек получили различные ранения; кроме того пострадали или были разрушены не менее 730 домов, принадлежащих представителям меньшинств, главным образом косовским сербам, а также 36 православных церквей, монастырей и других объектов, представляющих религиозное или культурное значение. Менее чем за двое суток 4100 представителей национальных меньшинств были вынуждены покинуть свои дома (что превышает количество людей, а именно 3664 человека, вернувшихся на места постоянного проживания в течение 2003 г.), причём 82% вынужденных переселенцев являлись сербами, а оставшиеся 18% - цыганами и ашкали. Кроме того, приблизительно 350 албанцев покинули северную Митровицу и Лепосавик, где преобладает сербское население.
Косовcкий край управляется Временной миссией ООН в Косово (МООНК) с июля 1999 г. в соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН, согласно которой силы КФОР призваны «обеспечить безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома». В рамках этой же резолюции обязанности МООНК включают защиту и поступательное обеспечение прав человека. Гарантия обеспечения прав меньшинств является краеугольным камнем на пути определения окончательного статуса Косово.
В сентябре 2004 г. министр обороны Германии выступил с заявлением о том, что подготовка внутреннего доклада Бундесвера (вооружённых сил Германии) привела к учреждению парламентской подкомиссии, призванной провести расследование действий сил Бундесвера в ходе мартовских событий; результаты расследования остаются закрытыми.
|
| |