|
|
|
Судан: торговля оружием – фактор нарушения прав человека в Дарфуре
16 ноября 2004 г.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Сегодня «Международная Амнистия» сделала достоянием общественности подробности неконтролируемого экспорта вооружений – одной из движущих сил, приведших к массовому нарушению прав человека в Судане, в том числе убийствам, изнасилованиям, пыткам. С начала конфликта в Дарфуре (февраль 2003 года) свыше миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.
«Правительства должны перестать смотреть сквозь пальцы на текущие и долгосрочные последствия этой абсолютно безответственной торговли. Они должны добиться от Совета безопасности ООН наложения безоговорочного запрета на поставку вооружений всем сторонам, участвующим в суданском конфликте, включая вооружённые силы страны. За соблюдением эмбарго необходимо пристально следить. Цель этих мероприятий – пресечь экспорт вооружений, которые с большой долей вероятности могут быть использованы для нарушения прав человека», - заявила Элизбет Ходгкин, исследователь «Международной Амнистии» по Судану.
На пресс-конференции в Найроби накануне намеченного на эту неделю заседания Совета безопасности ООН (в том же городе), представители «Международной Амнистии» представили доклад, в котором перечислялись основные типы вооружений, поставляемых в Судан, а также правительства, которые – умышленно или нет – допустили эти поставки.
В докладе «Судан: вооружая виновников грубого нарушения прав человека в Дарфуре» показано, как вооружённые силы Судана и ополченцы применяли полученное вооружение для грубого нарушения прав человека, совершения военных преступлений и преступлений против человечества.
«Для самолёта марки «Ан», пять вертолётов и два «МиГа» атаковали нашу деревню в районе 6 утра. В село вошли 5 танков. Атака продолжалась до 7 часов... 18 мужчин и двое детей, членов нашей семьи, были убиты при попытке выбраться оттуда». – Азиз Абдель Ябер Мухаммед и его сводная сестра Зара Адам Арья рассказывают представителям «Международной Амнистии» (май 2004 года) о нападении на деревню Корной (Северный Дарфур), имевшей место в декабре 2003 года.
Опираясь на свидетельства сотен очевидцев, собранные «Международной Амнистией», деловые документы, данные ООН по торговле оружием, а также другие источники, в докладе делаются следующие выводы:
Боевые самолёты и запасные части поступали в Судан от российских, китайских и белорусских компаний; запасные части для вертолётов шли из Литвы, несмотря на неоднократное применение авиации для нанесения бомбовых ударов по населённым пунктам и поддержки наземных операций против гражданского населения.
Танки, боевые машины и артиллерийские установки поступали в Судан из Белоруссии, Польши и Российской Федерации, несмотря на то, что подобная техника ранее использовалась для нанесения неизбирательных и целенаправленных ударов по гражданскому населению.
Ручные гранаты, автоматы, пистолеты, боеприпасы и прочие виды ручного и легкого вооружения поставлялись в Судан из разных стран, но в основном из Китая, Франции, Ирана, и Саудовской Аравии.
Недавно компании-поставщики вооружений из Великобритании и Ирландии предприняли попытку поставить вооружённым силам Судана большое количество самолётов марки «Антонов», военной техники украинского производства, а также пистолетов, изготовленных в Бразилии.
Белоруссия, Индия, Малайзия и Россия предлагали Судану программы по подготовке военнослужащих и сотрудничеству в военной сфере.
«Правительства ряда стран, например, Болгарии, Литвы и Великобритании, приняли ряд мер по предотвращению поставок вооружений в Судан, а ЕС наложил эмбарго. Однако правительства остальных стран не выказывают ни малейшего намерения перекрыть поток, питающий эти чудовищные преступления», - заявил Брайан Вуд, исследователь «Международной Амнистии» по вопросам торговли оружием и технологиями безопасности.
«Международная Амнистия» обращается к Совету безопасности ООН с призывом наложить безоговорочный запрет на поставку в Судан типов вооружения, которые с большой вероятностью могут быть использованы для нарушения прав человека. Эмбарго должно сопровождаться жёстким контролем со стороны ООН как в самом Судане, так и за его пределами.
Организация обращается ко всем государствам, упоминаемым в докладе, с призывом безотлагательно принять меры по приостановке поставок в Судан всех образцов оружия, а также снабжения комплектующими и соответствующую организационную поддержку, применяемых для грубого нарушения прав человека в этой стране.
Чтобы уменьшить влияние торговли оружием на подобные кризисные ситуации, «Международная Амнистия» также проводит долгосрочную кампанию, цель которой — установить значительно более строгий контроль международного сообщества над распространением обычных вооружений в мире. Частью предлагаемого комплекса мер является принятие Договора о контроле над торговлей оружием, который запретит экспорт оружия в регионы, где оно с большой долей вероятности может быть использовано для грубого нарушения международных норм в области прав человека и положений гуманитарного права.
|
| |