На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

4. Грузия
Мы уже говорили выше о том, что каждая республика бывшего СССР идет своим собствен-ным тернистым путем к признанию права на альтернативную службу. Грузия представляет собой яркий тому пример. Ситуация, связанная с признанием права на альтернативную службу в Грузии, напомина-ет ситуацию в России, с той лишь разницей, что в Грузии, с нашей точки зрения, она ещё более абсурд-на.

В Конституции Грузии, принятой 24 августа 1995 года, прямо закреплено, что за-прещается преследование лица в связи с использованием им свободы слова, мнений, совести, вероиспо-ведания и убеждений, а также принуждение человека высказать свое мнение по поводу этих свобод (статья 19). Также в Конституции признается исключительная роль грузинской православной церкви в истории Грузии, вместе с тем провозглашается полная свобода религиозных убеждений и вероиспове-дания.

В Конституции Грузии не содержится упоминания о праве на альтернативную служ-бу, равно как и не упоминается о военной обязанности как одной из конституционных обязанностей. Стоит отметить, что в Конституции Грузии вообще нет традиционного раздела или отдельных статей, касающихся основных обязанностей граждан страны.

Несмотря на это, закон «О невоенной, альтернативной трудовой службе» был при-нят еще 14 июня 1991 года, затем 28 октября 1997 году был принят новый Закон с аналогичным назва-нием.

Однако, даже при наличии специального закона реализовать право на альтернатив-ную гражданскую службу невозможно. Это связано с тем, что и закон 1991 года, и закон 1997 года пре-дусматривали утверждение Президентом Грузии Положения о Государственной комиссии по призыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу и состав комиссии, а также Положения о прохождении невоенной, альтернативной трудовой службы. Но до сих пор, т.е. в течение 9 лет указан-ные положение так и не были утверждены. Соответственно, и сам закон, несмотря на его существова-ние, не работает.

Оценивая Закон Грузии, следует признать тот факт, что он во многом отвечает тре-бованиям международных стандартов в области защиты прав человека. В статье 1 специально указано, что закон определяет невоенную альтернативную трудовую службу как разумный и гуманный компро-мисс между свободным выражением мысли, свободой совести, вероисповедания, убеждений и воин-ской обязанностью. По принятой нами классификации мы относим грузинский вариант альтернативной службы к «европейской модели».

Основания предоставления альтернативной службы. Закон Грузии сводит эти основания к одному: на альтернативную службу призывается гражданин, который отказывается от во-енной службы по мотиву свободы совести, вероисповедания или убеждений. Это полностью соответст-вует международному стандарту альтернативной службы. Никаких «семейных обстоятельств» для аль-тернативной службы в законе Грузии нет.

Законом Грузии описывается своеобразная процедура рассмотрения заявлений о предоставлении альтернативной службы. В ней предусматривается наличие двух стадий: предваритель-ное изучение материалов и заявлений, выслушивание пояснений призывника, составление личного дела призывника (производится районной призывной комиссией), и окончательное решение о направлении гражданина на альтернативную службу (принимается Государственной комиссией по призыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу).

Органы управления альтернативной службой. Государственная комиссия по при-зыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу является специальным государствен-ным органом, организующей весь процесс прохождения гражданином альтернативной службы. Комис-сия наделена контрольными функциями по отношению к районным призывным комиссиям. В контек-сте закона Государственную комиссию можно рассматривать как некую трудовую биржу, которая ак-кумулирует информацию о наличии свободных вакансий на предприятиях Грузии, а также предлагает таким предприятиям (независимо от формы собственности) рабочую силу, состоящую из альтернатив-нослужащих. Затем Государственная комиссия заключает с заинтересованным предприятием договор о трудоустройстве последних.

Более полное урегулирование порядка деятельности Государственной комиссии должно урегулировать специальное Положение о Государственной комиссии, которое должно быть утверждено Президентом Грузии.

Место прохождения альтернативной службы. Предусмотрен широкий перечень сфер и видов учреждений и формирований, где возможно прохождения альтернативной службы. Кроме того, специально упоминается, что привлечение граждан Грузии к уходу за престарелыми, инвалидами, одинокими и в соответствии с законодательством другими социально незащищенными лицами засчи-тывается в качестве невоенной, альтернативной трудовой службы. Конкретные места и виды труда должны устанавливаться Государственной комиссией. Предполагается, что срок альтернативной служ-бы будет составлять 36 месяцев (военная служба по призыву – 24 месяца).

Законом предусмотрена возможность профессиональной подготовки граждан, на-правленных на альтернативную службу. Закон устанавливает территориальный принцип прохождения альтернативной службы, с определенной оговоркой. Случаи и порядок прохождения альтернативной службы не по месту жительства законом, тем не менее, не урегулированы.

Стоит отметить особый порядок наказания лиц, уклоняющихся каким-либо образом от исполнения альтернативной службы – удвоение количества прогулянных дней, а в случае системати-ческого нарушения трудовой дисциплины- увеличение срока альтернативной службы на 3 месяца. Пра-вом применять данные санкции наделена администрация организации, где гражданин проходит альтер-нативную службу (по согласованию с Государственной комиссией). Предложенная схема не лишена недостатков, т.к. полномочия по продлению срока альтернативной службы однозначно должны быть закреплены за государством в лице Государственной комиссии.

К недостаткам закона Грузии можно отнести и то, что в случае перевода гражданина с альтернативной службы на военную службу уже пройденный срок альтернативной службы не засчи-тывается при определении срока военной службы.

Вызывает большие нарекания формулировка части 2 статьи 3 Закона, в которой ука-зывается, что альтернативная служба по своему характеру должна соответствовать трудностям военной службы. Далее указывается, что продолжительность альтернативной службы должна превышать уста-новленную законодательством продолжительность военной службы по призыву. Таким образом, аль-тернативная служба, соответствующая тяготам военной службы превышает последнюю по продолжи-тельности. Явное дискриминирующее положение альтернативнослужащих по сравнению с военнослу-жащими срочной службы, установленное в данной статье, расценивается нами как некорректная фор-мулировка правовой нормы.

Альтернативная служба и военная служба в принципе не могут быть одинаковыми по суммарным тяготам, т.к. военная служба – особый вид государственной службы, связанной с риском для жизни. Отсутствие такового риска (предполагающееся) при прохождении альтернативной службы как раз и является причиной увеличения срока этой службы по сравнению с военной. Требование того, чтобы альтернативная служба одновременно была такой же «тяжелой» как и военная служба и, вместе с тем, более продолжительной, недопустимо с точки зрения равенства всех перед законом.

Кроме того, Законом Грузии совсем не урегулированы многие правоотношения, свя-занные с прохождением альтернативной службы, например, право альтернативнослужащего на отпуск, права и обязанности альтернативнослужащих, зачисленных в резерв, а именно, условия выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий, а также при объявлении мобилизации или чрезвычайного положения.

В связи с тем, что Закон Грузии «О невоенной, альтернативной трудовой службе» фактически не действует, нельзя однозначно утверждать, по какому пути пойдет практическое испол-нение заложенных в законе процедур, т.к. многие вопросы должны быть урегулированы Положением. Также затруднительно ответить на вопрос о том, когда будут приняты соответствующие нормативные акты и когда указанный закон «заработает».

Лиц, заявляющих о желании воспользоваться правом на альтернативную службу в настоящее время в Грузии не очень много. Видимо сказывается исторические и национальные тради-ции. Данный факт подтверждается весьма незначительной судебной практикой по делам, связанным с требованием предоставления альтернативной службы.

Одним и, пожалуй, единственным делом, получившем громкую огласку, стало дело Амирана Месхели – журналиста газеты «Ориони». А. Месхели был призван на военную службу после того, как опубликовал острую статью о неуставных отношениях в грузинской армии. Журналист потре-бовал от военных властей дать ему возможность пройти альтернативную службу, в чем ему было отка-зано по причине того, что закон об альтернативной службе принят, но пока реально не функционирует.

А. Месхели обжаловал решение о призыве в суд, который усмотрел формальные ос-нования для отмены решения о призыве (не связанные с требованием предоставления альтернативной службы). Через некоторое время после отмены решения о призыве А. Месхели достиг предельного воз-раста, после которого он не может быть призван ни на военную, ни на альтернативную службу.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz