На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

ЗАКОН УКРАИНЫ Об альтернативной (невоенной) службе

Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы альтернативной (невоен-ной) службы (далее - альтернативная служба), которой в соответствии с Конституцией Украины должно быть заменено исполнение воинской обязанности, если ее исполнение противоречит религиозным убе-ждениям гражданина.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная служба является службой, которая вводится вместо про-хождения срочной военной службы и имеет целью исполнение обязанности перед обществом.

В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдель-ные ограничения права граждан на прохождение альтернативной службы с указанием срока действия этих ограничений.

Статья 2. Право на альтернативную службу имеют граждане Украины, если испол-нение воинской обязанности противоречит их религиозным убеждениям и эти граждане принадлежат к действующим согласно законодательству Украины религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием.

Статья 3. Гражданин Украины, проходящий альтернативную службу, пользуется всеми социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, за исключениями, определенными настоящим и другими законами Украины, в соответствии с Конституцией Украины, и исполняет все обязанности гражданина Украины.

За гражданином, проходящим альтернативную службу, сохраняются право на жи-лую площадь, которую он занимал до направления на службу, очередность на получение жилья по мес-ту жительства и работы, а также прежняя работа (должность), которую он выполнял (занимал) до на-правления на службу, а в случае ее отсутствия - другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. Он пользуется преимущест-венным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в течение двух лет со дня увольнения с альтернативной службы.

Статья 4. На альтернативную службу направляются граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу и лично заявившие о невозможности ее прохождения как таковой, которая противоречит их религиозным убеждениям, документально или иным образом подтвердившие истин-ность убеждений и в отношении которых приняты соответствующие решения.

Не подлежат направлению на альтернативную службу граждане: освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу;
которым в соответствии с законодательством предоставлена отсрочка от призыва на сроч-ную военную службу (на срок действия отсрочки).

Статья 5.

Альтернативную службу граждане проходят на предприятиях, в учреждениях, орга-низациях, находящихся в государственной или коммунальной собственности, деятельность которых связана с социальной защитой населения, здравоохранением, защитой окружающей среды, строитель-ством, жилищно-коммунальным и сельским хозяйством, а также в патронажной службе в организациях Общества Красного Креста Украины.

Перечень предприятий, учреждений, организаций, на которых граждане могут про-ходить альтернативную службу, разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 6.

Срок альтернативной службы составляет двадцать семь месяцев, а для лиц, имею-щих полное высшее образование с образовательно-квалификационным уровнем специалиста, магистра, - восемнадцать месяцев.

Время пребывания гражданина на альтернативной службе засчитывается в его об-щий трудовой стаж. Это время также засчитывается в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности при условии, если гражданин не позднее чем в течение трех календарных месяцев после увольнения с альтернативной службы приступит к работе.

Статья 7.

Для решения вопросов прохождения альтернативной службы образуются комиссии по делам альтернативной службы (далее - комиссии) Украины, Автономной Республики Крым, област-ные, Киевская и Севастопольская городские, а в случае необходимости - районные и городские комис-сии. Положение о комиссиях по делам альтернативной службы утверждается Кабинетом Министров Украины.

Обеспечение деятельности комиссий возлагается на центральный орган исполни-тельной власти по вопросам труда и социальной политики и его территориальные органы.

Статья 8.

Гражданин, направленный на альтернативную службу, не имеет права:
уклоняться от прохождения альтернативной службы;
принимать участие в забастовках;
заниматься предпринимательской деятельностью;
обучаться в учреждениях образования, кроме средних или высших учреждений образова-ния с вечерней или заочной формами обучения.

Уклонением от прохождения альтернативной службы считается:
неприбытие без уважительных причин на место прохождения альтернативной службы, указанное в направлении, или прибытие с опозданием более чем на три календарных дня;
самовольное прекращение исполнения служебных обязанностей;
несвоевременное (позднее чем за пять календарных дней) уведомление комиссии о работе в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, предоставлении отпуска по инициа-тиве собственника или уполномоченного им органа, а также о предупреждении собственником или уполномоченным им органом об увольнении в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофили-рованием предприятия, учреждения, организации.

В случае уклонения гражданина от прохождения альтернативной службы или со-вершения других действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, комиссия может отме-нить свое решение о направлении его на альтернативную службу, о чем в течение пяти календарных дней в письменной форме уведомляет гражданина и военный комиссариат, после чего гражданин под-лежит призыву на срочную военную службу на общих основаниях.

Раздел II ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ

Статья 9.

Для решения вопроса о направлении на альтернативную службу граждане, указан-ные в статье 2 настоящего Закона, после взятия на военный учет, но не позднее чем за два календарных месяца до начала установленного законодательством периода проведения призыва на срочную военную службу, лично подают в комиссию по месту жительства мотивированное письменное заявление.

В случае призыва на военные сборы граждан, которые после прохождения срочной военной службы приобрели религиозные убеждения и принадлежат к действующим согласно законода-тельству Украины религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием, они не позднее семи календарных дней со дня получения повестки военного комиссариата о призыве на военные сборы подают лично в комиссию заявление об освобождении от призыва на эти сборы.

Статья 10. Комиссия обязана принять заявление о направлении на альтернативную службу или об освобождении от призыва на военные сборы и в письменной форме уведомить гражда-нина о дате его явки на заседание комиссии.

Статья 11. Заявление о направлении на альтернативную службу рассматривается комиссией в течение календарного месяца после его поступления в комиссию в присутствии граждани-на, а заявление об освобождении от призыва на военные сборы - в течение четырнадцати календарных дней.

Для явки на заседание комиссии гражданин освобождается от учебы, а также от работы с сохранением среднемесячного заработка.

Решением комиссии гражданину может быть отказано в направлении на альтерна-тивную службу или освобождении от призыва на военные сборы в случае:
несвоевременной подачи заявления о направлении на альтернативную службу или осво-бождении от призыва на военные сборы;
отсутствия подтверждений об истинности религиозных убеждений;
неявки гражданина без уважительных причин на заседание комиссии.

Отказ в направлении на альтернативную службу или освобождении от призыва на военные сборы на других основаниях, чем предусмотренные в части третьей настоящей статьи, запре-щается.

Об отказе в направлении на альтернативную службу или освобождении от призыва на военные сборы комиссия уведомляет гражданина в письменной форме.

Статья 12. Решение о направлении гражданина на альтернативную службу или ос-вобождении от призыва на военные сборы принимается комиссией при установлении истинности рели-гиозных убеждений и выдается заявителю.

Направление для прохождения альтернативной службы выдается гражданину после прохождения призывной комиссии.

Раздел III ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 13. Граждане проходят альтернативную службу в соответствии с настоящим Законом, Положением о порядке прохождения альтернативной службы, утверждаемым Кабинетом Ми-нистров Украины, и иными нормативно-правовыми актами Украины.

Граждане проходят альтернативную службу преимущественно в пределах населен-ного пункта по месту жительства или в местности, откуда они имеют возможность ежедневно возвра-щаться к месту жительства.

В случае прохождения гражданином альтернативной службы не по месту житель-ства, а в местности, откуда он не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства, соб-ственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган обязан предоставить гражданину со дня начала службы место в общежитии или иное благоустроенное временное жилье.

Конкретное место прохождения альтернативной службы определяется комиссией.

Комиссия может изменить место прохождения альтернативной службы гражданина с учетом общественных потребностей.

Статья 14. Собственник предприятия, учреждения, организации или уполномочен-ный им орган обязан обеспечить гражданина указанной в направлении для прохождения альтернатив-ной службы работой и в течение пяти календарных дней уведомить об этом соответствующую комис-сию.

Статья 15. Трудовые отношения между гражданином, проходящим альтернативную службу, и предприятием, учреждением, организацией осуществляются на основании письменного срочного трудового договора и регулируются законодательством о труде, за исключениями, предусмот-ренными настоящим Законом.

Гражданин, проходящий альтернативную службу, не может назначаться на долж-ности, предусматривающие выполнение функций представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Статья 16. Срок альтернативной службы начинается со дня начала работы на пред-приятии, в учреждении, организации, указанного в направлении.

В случае направления гражданина для прохождения альтернативной службы не по месту жительства, а в местность, откуда он не может ежедневно возвращаться к месту жительства, срок альтернативной службы определяется с учетом времени, необходимого для проезда к месту службы и в обратном направлении.

В срок альтернативной службы не засчитываются: отпуск (отпуска) по инициативе собственника или уполномоченного им органа, отпуск в связи с обучением в вечерних или заочных уч-реждениях образования, время нахождения под административным арестом, прогулов и сокращения продолжительности рабочего времени. При этом срок альтернативной службы продлевается на неотра-ботанное время.

В трудовом договоре при определении режима труда и отдыха учитываются, если это возможно, особенности вероисповедания относительно работы в выходные дни без сокращения ко-личества установленных рабочих дней.

Во время прохождения альтернативной службы гражданину предоставляется еже-годный оплачиваемый отпуск продолжительностью пятнадцать календарных дней. За первый год аль-тернативной службы отпуск предоставляется после отработанных одиннадцати календарных месяцев. По желанию гражданина отпуск без сохранения заработной платы с зачислением в срок прохождения альтернативной службы может быть предоставлен ему в случае смерти жены, отца, матери (отчима, мачехи), ребенка (пасынка, падчерицы), родных брата, сестры продолжительностью до семи календар-ных дней без учета времени, необходимого для проезда до места похорон и обратно, а в случае болезни перечисленных лиц, которые по заключению медицинского учреждения нуждаются в постоянном по-стороннем уходе, - продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более три-дцати календарных дней.

Статья 17. Профессиональная подготовка и переподготовка граждан осуществля-ются в индивидуальном порядке непосредственно на предприятии, в учреждении, организации, где они проходят альтернативную службу.

Статья 18. Во время прохождения альтернативной службы гражданин имеет право обратиться в комиссию с мотивированным заявлением об изменении места прохождения службы, а также досрочном увольнении с нее на основаниях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае самовольного прекращения или систематического неисполнения без ува-жительных причин возложенных на гражданина служебных обязанностей собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган имеет право обратиться в комиссию с хода-тайством о досрочном расторжении трудового договора.

Статья 19. В случае ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предпри-ятия, учреждения, организации, где гражданин проходит альтернативную службу, сокращения числен-ности или штата работников собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган обязан уведомить комиссию не позднее чем за два календарных месяца о досрочном растор-жении трудового договора, а в случае возникновения необходимости в предоставлении отпуска по ини-циативе администрации или сокращении продолжительности рабочего времени - в течение пяти кален-дарных дней.

Раздел IV ПРЕКРАЩЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 20. Альтернативная служба прекращается по истечении срока ее прохожде-ния или досрочно по решению комиссии.

Решение комиссии о досрочном прекращении альтернативной службы обязательно как для собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа, так и для гражданина.

Статья 21. Альтернативная служба досрочно прекращается в случае:
призыва гражданина на срочную военную службу по собственному желанию;
признания гражданина непригодным по состоянию здоровья для дальнейшего прохожде-ния военной службы на основании заключения (постановления) военно-врачебной комиссии;
возникновения у гражданина права на отсрочку вследствие изменения семейных обстоя-тельств, предусмотренного законодательством о воинской обязанности и военной службе;
осуждения гражданина к лишению свободы;
нарушения требований статьи 8 настоящего Закона.

Статья 22. В случае призыва гражданина на срочную военную службу в связи с уклонением от прохождения альтернативной службы срок альтернативной службы в срок военной службы не засчитывается. В случае, если гражданин призван на срочную военную службу по его собст-венному желанию, срок альтернативной службы засчитывается в срок военной службы из расчета пол-тора месяца альтернативной службы за один месяц срочной военной службы.

Статья 23. Гражданин после увольнения с альтернативной службы в течение пяти календарных дней обязан стать на учет в военном комиссариате и комиссии по месту жительства. В такой же срок гражданин становится на учет и в случае изменения места жительства.

Статья 24. Граждане, прошедшие альтернативную службу, на военные сборы не призываются. При необходимости указанные граждане и граждане, которые по религиозным убеждени-ям освобождены комиссией от призыва на военные сборы, могут быть направлены для ликвидации по-следствий аварии, катастрофы либо стихийного бедствия не более трех раз (каждый раз на срок до шес-ти календарных месяцев) в пределах возраста, установленного для прохождения военной службы в за-пасе. Вопросы трудовых отношений по основному месту работы в таких случаях регулируются законо-дательством о воинской обязанности и военной службе.

Статья 25. Решения комиссии могут быть обжалованы в комиссию высшего уров-ня или суд".

12 декабря 1991 года

Президент Украины Л. КУЧМА

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz