На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

13. Республика Узбекистан
В Республике Узбекистан признается право на альтернативную службу с 1992 года. Прак-тически отсутствовал какой-либо временной разрыв между провозглашением права на альтернативную службу и его реальным воплощением. В этой республике бывшего Советского Союза создана наиболее жесткая «азиатская модель» альтернативной службы, специфику которой мы рассмотрим ниже.

Конституция Республики Узбекистан закрепляет право на альтернативную служ-бу. Согласно статьи 52 «защита Республики Узбекистан - долг каждого гражданина Республики Узбе-кистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном зако-ном». Следует подчеркнуть, что Конституция РУ не устанавливает основания предоставления альтер-нативной службы, отсылая к соответствующему закону. Конституция РУ признает право каждого на свободу мысли, слова и убеждений. В отдельной статье провозглашается свобода совести для всех, что подразумевает под собой право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституция РУ). Тем не менее, действующее законодательство значительно ограничивает права, запи-санные в Конституции РУ.

Закон Узбекистана «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в мае 1998 года, является наиболее репрессивным по сравнению с законодательством остальных респуб-лик бывшего СССР . Только в Узбекистане в уголовном порядке преследуется религиозное инако-мыслие, которое грозит лишением свободы до пяти лет (несанкционированная религиозная деятель-ность). В отличие от России, законодательство которой допускает существование даже незарегистриро-ванных религиозных групп, в Узбекистане прямо запрещается любой тип общественной деятельности таких групп, даже изучение Библии на частных квартирах членов религиозных организаций. Законом Узбекистана запрещаются все формы миссионерской деятельности, начальное религиозное образова-ние, а вся ввозимая в страну религиозная литература подвергается государственной цензуре.

Для регистрации требуется представлять список, по крайней мере, 100 узбекских участников для каждой группы. Среди тех религиозных групп, чьи заявки на юридическую регистра-цию не были одобрены, много тех, вероучению которых противоречит прохождение военной службы (Свидетели Иеговы, Баптисты, Пятидесятическая Церковь, Адвентисты Седьмого Дня и некоторые дру-гие). Причиной отказа в государственной регистрации является невозможность набрать 100 человек. Хотя в некоторых случаях, в виде исключения, допускалась регистрация групп при меньшем количест-ве участников.

Альтернативная (трудовая) служба регулируется Законом Республики Узбекистан «Об альтернативной (трудовой) службе» 3 июля 1992 г. № 647 – XII и Положением о порядке органи-зации и прохождения альтернативной службы, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбе-кистан от 7 июня 1993 г. № 275.

Основания предоставления альтернативной службы. Перечень оснований пре-доставления альтернативной службы установлен законом (конституционных оснований не установле-но). Принцип предоставления альтернативной службы схож с кыргызской моделью. В этот перечень включены лица, которым альтернативная служба предоставляется в качестве "социальной льготы" (на-личие многодетной семьи, родственников-инвалидов), а также лица, которые являются членами зареги-стрированных организаций, вероучение которых не допускает пользование оружием и службу в Воо-руженных Силах. Лица, имеющие духовный сан в одной из зарегистрированных религиозных конфес-сий, освобождаются как от военной, так и от альтернативной службы.

Право определять дополнительные категории граждан, имеющих право на альтерна-тивную службу, принадлежит Кабинету Министров РУ, который, в свою очередь, включил в этот пере-чень граждан, признанных ограниченно годными к военной службе в боевых частях, а также работаю-щих на должностях чабанов.

Несмотря на то, что верующие граждане РУ в ограниченных пределах вправе требо-вать предоставления альтернативной службы, цель введения такой службы - соблюдение свободы со-вести, в Узбекистане не достигается. Это связано со специфическим статусом альтернативной службы и лиц, проходящих эту службу, которых можно сравнить с военнослужащими низшей категории по следующим причинам.

Во-первых, альтернативная служба в Узбекистане предусматривает обучение граж-дан военному делу и подготовку воинов запаса для Вооруженных сил Республики Узбекистан. Во-вторых, служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке по программам, определяемым министерством обороны РУ, в ходе которых приобретают военно-учебную специальность. В-третьих, служащие альтернативной службы принимают Военную присягу в порядке, определяемым Министерством обороны РУ. В-четвертых, все служащие альтернативной службы обя-заны неукоснительно выполнять требования, установленные воинскими уставами, а после увольнения с альтернативной службы зачисляются в запас Вооруженных Сил РУ.

Таким образом, в Узбекистане реализована модель военной трудовой службы, кото-рую можно охарактеризовать, как трудовая повинность военнообязанных лиц, имеющих тяжелое се-мейное положение или ограниченно годных по состоянию здоровья к службе в боевых частях. Альтер-нативная служба сохраняет большинство атрибутов военной службы по призыву, за исключением пря-мого участия в боевых действиях. Говорить о соблюдении свободы совести верующих, проходящих альтернативную службу достаточно сложно, поскольку в самом законе "Об альтернативной службе" не говорится об их особом статусе. Такая модель альтернативной службы точно также противоречит рели-гиозным убеждениям большинства верующих - протестантов, как и военная служба, поскольку не сни-маются основные препятствия для прохождения службы верующими (принятие присяги, использование оружия). Однако, в Положении "О порядке организации и прохождения альтернативной службы" есть оговорка о том, что лица, проходящие альтернативную службу по религиозным убеждениям, на учеб-ные сборы по военной подготовке не привлекаются и, соответственно, не принимают присягу. Но после окончания альтернативной службы, они зачисляются в запас вооруженных сил.

Органы управления альтернативной службой. Структура органов управления альтернативной службой обуславливается спецификой данной службы, в том числе необходимостью проведения военных учебных сборов служащих альтернативной службы. В связи с этим, призыв на аль-тернативную службу осуществляется в том же порядке, что и на военную. Организация проведения призыва граждан на альтернативную службу возлагается на районные (городские) призывные комиссии и администрации, а также на соответствующие районные (городские) отделы по делам обороны.

Высшим органом, руководящим альтернативной службой, является управление аль-тернативной службы Министерства обороны Республики Узбекистан. При областных управлениях по делам обороны создаются отделы альтернативной службы. При отделах по делам обороны района (го-рода) могут создаваться отделения (группы) альтернативной службы.

Районные, городские и областные органы исполнительной власти определяют пред-приятия, организации и учреждения, где организуется альтернативная служба граждан; устанавливают предприятиям, организациям и учреждениям квоты на трудоустройство служащих альтернативной службы; принимают меры к увеличению численности рабочих мест для граждан, призываемых на аль-тернативную службу; оказывают помощь органам управления альтернативной службы в создании спе-циализированных производств, подсобных хозяйств и других предприятий для трудоустройства слу-жащих альтернативной службы; обеспечивают создание и работу призывных и медицинских комиссий по освидетельствованию и призыву граждан на альтернативную службу; оказывают помощь органам управления альтернативной службы в решении и других вопросов, относящихся к сфере их деятельно-сти.

Место прохождения альтернативной службы. Сам закон "Об альтернативной службе" не определяет конкретные виды предприятий или отрасли, где служащие проходят альтерна-тивную службу. Перечень министерств, ведомств, сфер применения и видов работ для прохождения альтернативной службы определяется Кабинетом Министров РУ. В этот перечень, в частности, вклю-чены следующие министерства: Министерство внутренних дел, Министерство социального обеспече-ния, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство мелиорации и водного хозяйства, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и т.д.

Перечень конкретных предприятий, учреждений и организаций, где призывники мо-гут проходить альтернативную службу, утверждается областными органами власти. Запрещено исполь-зование служащих альтернативной службы в различного вида коммерческих структурах, на предпри-ятиях малого бизнеса, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также на руково-дящих, распорядительных должностях и на должностях, связанных с материальной ответственностью (продавец, кондуктор, повар, кладовщик, сторож и т.п.).

Прохождение альтернативной службы возможно как по месту жительства, так и за его пределами. По решению Кабинета министров РУ допускается, на контрактной основе, использова-ние служащих альтернативной службы за пределами РУ.

Статус служащего альтернативной службы. Модель альтернативной службы в Узбекистане отличается от других действующих моделей тем, что в этой республике фактически суще-ствует два вида альтернативной службы: для лиц, проходящих службу по религиозным убеждениям, и для других категорий лиц. Соответственно, граждане, проходящие альтернативную службу в Узбеки-стане, могут делиться на две различных категории. Как было описано выше, по общим правилам, гра-жданин, проходящий альтернативную службу, кроме прочих обязанностей, имеет дополнительные: по военной подготовке, приобретению военно-учебной специальности, принятию Военной присяги (на это время они освобождаются от работ в порядке, установленном для военнообязанных). Граждане, проходящие службу по религиозным убеждениям, от военной подготовки освобождаются.

Гражданин, призванный на альтернативную службу, подписывает контракт-обязательство установленного образца. Служащие альтернативной службы могут направляться на обу-чение рабочим профессиям в учебные заведения системы народного образования, отраслевых мини-стерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Гражданин, проходящий альтернативную службу, не имеет права поступать в высшие и средние - специальные учебные заведения. Граждане, уклоняющиеся от воинской или альтернативной службы привлекаются к административной или уго-ловной ответственности. Так, согласно Кодекса об административной ответственности РУ, за уклоне-ние от призыва предусматривается наказание в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных окладов. За уклонение от воинской или альтернативной службы после применения административного наказания, согласно Уголовному кодексу РУ, предусматривается уголовная ответственность в виде ли-шения свободы на срок до трех лет.

Срок альтернативной службы –24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образо-вание – 18 месяцев. Сроки военной службы в календарном исчислении для солдат, сержантов и стар-шин, проходящих службу по призыву - 18 месяцев, а для лиц, имеющих высшее образование - 12 меся-цев (Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 г. N 644-XII «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»).

Не следует забывать и о том, что в Узбекистане ведутся преследования инакомыс-лящих верующих. Это приводит к тому, что на альтернативную службу, в основном, направляются лица из многодетных семей и больные призывники.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz