На главную
О нас
Новости
Архив
Кампании
Фотогалерея
Форум
Контакты и ссылки

"АЛЬТЕРНАТИВКА"




Международная Амнистия Офис

Международная Амнистия Москва

Хартия 97

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
1. СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3. МИРОВОЙ СТАНДАРТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА СНГ «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ(ВНЕВОЙСКОВОЙ) СЛУЖБЕ»


ГЛАВА 3. ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
1. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

2. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4. ГРУЗИЯ

5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

6. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

7. ЛАТВИЯ

8. РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

9. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

11. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

12. РЕСПУБЛИКА ТУРКМЕНИСТАН

13. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

14. УКРАИНА

15. ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА


Заключение

Приложение. Нормативные акты

Модельный закон СНГ
Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН ГРУЗИИ

О невоенной, альтернативной трудовой службе.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Об альтернативной (вневойсковой) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЛИТВЫ

Об обязательной (альтернативной) трудовой службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Об альтернативной службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об альтернативной службе

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об альтернативной (невоенной) службе

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ

О военной службе

Примечания.

АСП

Акции
скорой
помощи
В адрес «Международной Амнистии» поступает сигнал о том, что мужчина, женщина или ребёнок были задержаны полицией и что они могут в ближайшее время стать жертвами пыток. Буквально за несколько часов координаторы сети АСП способны мобилизовать сеть, состоящую из 75 тыс. человек в более чем 70 странах мира. Значительное количество участников сети АСП отправят письма, факсимильные или электронные послания в адрес соответствующий властей. И во всех сообщениях будет написано одно и то же: прекратите пытки, уважайте права человека.

7. Латвия
©Атис Галис
После распада СССР Латвия не вошла в состав СНГ. Опыт данной республики (как и дру-гих стран Балтии) отличается от ситуации с альтернативной службой стран –участниц СНГ.

Латвия была одна из первых республик СССР, которая признала право на альтерна-тивную службу. Так, в конце восьмидесятых возникла идея позволить латвийской молодежи проходить альтернативную службу по религиозным или пацифистским убеждениям. Данная инициатива родилась на Объединенном Пленуме Творческих Ассоциаций Латвийской республики, в котором пацифисты, к сожалению, не принимали участие. Декларация Пленума первоначально была принята в связи с появле-нием на территории СССР "горячих точек". Латыши не хотели посылать своих солдат срочной службы для участия в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Армении. Истинной целью, к которой стреми-лись инициаторы введения альтернативной службы, являлось сохранение в живых молодых солдат. Таким образом, создание реальной возможности прохождения альтернативной службы взамен военной не являлось главной целью принимаемого закона. Закон рассматривался лишь как способ оградить лат-вийскую молодежь от службы в Вооруженных Силах СССР.

Идея принятия закона об альтернативной службе в начале 1990 года была поддер-жана, и уже 1 марта 1990 года, совсем незадолго до принятия Декларации независимости, Верховный Совет Латвии принял закон «Об альтернативе (трудовой) службе». Закон определил, что «граждане, чьим религиозным или пацифистским убеждениям противоречит выполнение военной службы, должны проходить альтернативную (трудовую) службу». В последующем, право выбирать альтернативную службу сохранялось в законе "О государственной службе", принятом 10 сентября 1991 года, и анало-гичном законе - от 27 апреля 1993 года. Целью законов являлось обеспечение государственной безо-пасности одновременно с тем, чтобы "гарантировать свободу совести и убеждений".

Альтернативная служба была отделена от военной службы и подчинялась только гражданским властям. Специальное закрепление независимости органов управления альтернативной службой от военных структур СССР также преследовало цель – обеспечить возможность латышской молодежи не служить в армии СССР.

Ситуация вокруг альтернативной службы изменилась в 1997 году, когда был при-нят новый закон «Об обязательной военной службе». Право на альтернативную службу взамен военной из нового закона исключалось. Основной аргумент, который приводился при упразднении альтернатив-ной службы – сложная финансовая ситуация в республике. При этом, навязывалась идея того, что такая служба могла бы быть введена через несколько лет. Одним из факторов послужил и скептицизм, суще-ствовавший среди членов Парламента, что в Латвии есть лица, отказывающиеся от военной службы по убеждениям.

Депутаты не поддержали идею наделить вновь созданные Центры призыва на во-енную службу правом освобождать сознательных «отказников» от военной службы. В результате, при-нятый закон не предусматривает право данных Центров принимать решение об освобождении отказни-ков от воинской повинности, если последние годны к военной службе, но она противоречит их убежде-ниям совести.

Центр призыва на военную службу может лишь направить призывника на кон-кретную должность в Вооруженные Силы. Все, что Центр может сделать - это назначить отказников на должности, где никакое личное использование оружия не требуется. Например, они могут служить в качестве поваров или водителей и т.п. В случаях, когда лицо отказывается от военной службы лишь в части личного использования оружия- это может быть выходом, но не в остальных случаях.

Кроме того, новый закон не гарантировал право освобождения для посвященных в духовный сан служителей церкви от исполнения военной службы, как это предусматривалось в пред-шествующих законах. Тем не менее, ситуация в этой сфере изменилась в 1999 году, когда Парламент принял поправку в закон "Об обязательной военной службе". Поправка предусмотрела право для свя-щенников, имеющих духовный сан (религиозных организаций, зарегистрированных в Министерстве Юстиции), и лиц, которые посещают школы с целью получения духовного сана, на освобождение от обязательной военной службы.

В Латвии насчитывается около 10-20 отказников от военной службы. Почти все они – члены церкви Свидетелей Иеговы. Это число незначительно даже в такой небольшой стране как Латвия. Также министр обороны г-н Кристовскис в письме к председателю совета прихожан Рижской церкви Свидетелей Иеговы от 6 мая 1999 года признал, что «учитывая сегодняшнюю ситуацию, осво-бождение Свидетелей Иеговы от призыва не приведет к значительному сокращению числа призывни-ков, поэтому введение данных изменений оправдано».

Также представители Министерства Юстиции выразили поддержку идеи введения альтернативной службы в ходе встречи с представителями Бюро по Правам Человека и капелланами Национальных вооруженных сил. Как было отмечено на этой встрече главным капелланом Р. Локсом, введение альтернативной службы должно помочь решить определенные трудности, которые возникают, например, при прохождении военной службы Свидетелями Иеговы в воинских частях. Такие люди только создают «отрицательную атмосферу», в каком-то смысле провоцируют остальных солдат, могут накалять обстановку в воинских частях. Лиц, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, направленных в воинские части, можно сравнить с «бомбой с часовым механизмом».

Латвия до конца не определилась, по какому пути следует идти при решении про-блемы, связанной с сознательным отказом от военной службы: узаконить альтернативную службу или освободить сознательных отказников от исполнения обязательной военной службы совсем.

Второй вариант- легчайший путь, не требующий каких-либо вложений, но в данном случае возникает дисбаланс и нарушается принцип социальной справедливости по отношению к лицам, которые должны проходить военную службу. Полное освобождение сознательных отказников от воен-ной службы поставило бы их в привилегированное положение по сравнению с остальными призывни-ками. Таким образом, единственным реальным выходом должно быть введение альтернативной служ-бы.

В связи с этим, по инициативе неправительственной организации «Центр «Рига» была сформирована рабочая группа, чтобы провести юридическое и экономическое обоснование введе-ния альтернативной службы в Латвии. Заинтересованные министерства, то есть Министерство Оборо-ны, Министерство социальной защиты и Министерство экономики, уполномочили своих представите-лей для работы в этой группе. Рабочая группа разработала различные предложения о необходимых по-правках в законодательстве, а также возможных источниках финансирования альтернативной службы.

Эти поправки были подготовлены с учетом консультаций с заинтересованны-ми министерствами и с выяснением мнения учреждений, которые хотели бы использовать труд граж-дан, проходящих альтернативную службу. Разработанная концепция и полученные выводы показали, что введение альтернативной службы не потребует привлечение значительной суммы финансовых ре-сурсов. Кроме того, создание новых управленческих структур также не потребуется. При опросе руко-водства учреждений общественной сферы рабочая группа обнаружила, что в Латвии есть масса вакант-ных рабочих мест с небольшой заработной платой, куда требуются служащие.

Военный бюджет Латвии в 1999 году составил 78 миллионов долларов США, приблизительно 250 долларов США за солдата в месяц. При внедрении модели альтернативной служ-бы, предлагаемой неправительственной организацией «Центр «Рига», от государства потребуется фи-нансирование в меньших объемах - от 50 до 85 долларов США. Более, чем вероятно, что расходы на содержание одного гражданина, проходящего альтернативную службу, будут меньше, чем расходы на одного военнослужащего. Соответственно, введение альтернативной службы для государства обходит-ся дешевле, чем подготовка солдат. Но самое главное, человеку предоставляется возможность сохра-нить свою совесть чистой.

Альтернативная служба включает в себя исполнение обязанностей по отноше-нию к государству в гражданской сфере. Это подчинено интересам общества и национальной безопас-ности. Длительность альтернативной службы могла бы быть 18 месяцев ( военная служба составляет 12 месяцев).

Есть масса вещей, которая должна быть сделана, чтобы ввести альтернативную службу, но первый шаг уже сделан. В Латвии нет жесткой оппозиции против введения альтернативной службы. Члены Парламента и государственные чиновники заинтересованных министерств и ведомств положительно отзываются о создании такой службы. Основная проблема заключалась в недостатке де-нег, но как было описано выше, решение может быть найдено.

<<Предыдущая статья | Следующая статья >>


Н а г л а в н у ю | О н а с | А р х и в | Н о в о с т и| К а м п а н и и | Ф о р у м| Ф о т о г а л е р е я| К о н т а к т ы и с с ы л к и
Используются технологии uCoz